Театр Занимательной Науки (рук. С.Н. Кириллов) – это команда творческих энтузиастов-учителей, занимающаяся популяризаторской и научно-просветительской деятельностью.

Основная задача – создание и показ научно-познавательных представлений (но не развлекательных шоу), рассчитанных на школьников.

Фирменный рецепт – замешиваем загадки-эксперименты и их расследования на творческой свободе игровой деятельности. Предлагаем к употреблению под девизом «Играть! Действовать! Думать!»

В результате зрители из созерцателей превращаются в участников действа, а школьная наука становится более рельефной и привлекательной.

Окунитесь и Вы в удивительный мир Театра Занимательной Науки, убедитесь, что процесс мышления увлекателен, а интеллектуальная работа может приносить радость.

История создания ТЗН

– Как долго вы готовились к этому экспромту?
– Две минуты и всю жизнь.
Из разговора


Жил-был учитель физики, увлечённый своим предметом и фантастикой Стругацких (см. «Его мир»). Тесно ему было в урочных рамках, поэтому по вечерам школьный кабинет превращался в лабораторию Научно-исследовательского института чародейства и волшебства, сокращённо – НИИЧаВо.

Жужжит дрель, пахнет канифолью и краской, шелестят страницы перельмановских книг. На сборах клуба ниичавошники ставят опыты, пытаются найти объяснения очевидным фактам и чудесам, спорят и фантазируют. А как не поделиться своим интересом и находками с друзьями и одноклассниками?

Оказалось, что смастерить устройство для демонстрации какого-либо физического явления – это только начало пути. Не менее важно придумать форму показа, да такую, чтобы она увлекла зрителей. Чтобы захотели они докопаться до причин увиденного, чтобы испытали радость от познанного, чтобы почувствовали вкус к науке. (См., например, представления «Тепловые фантазии и прочие удовольствия» и «Великие маги – физики»). Решение этих задач оказалось делом не простым, но увлекательным.

Прошло много лет, накопился опыт, уверенность в ценности и перспективности деятельности, которой занимался школьный коллектив, переросла в убеждённость. Некоторые из бывших учеников превратились в коллег. Настало время выйти на новый уровень, реализовать накопленный потенциал и создать ТЗН.

Тринадцатого ноября 2004 года в ЦРТДиЮ «Некрасовка» состоялся первый показ ТЗН «В гостях у Э.З.».

С этого дня успешность своего бытия мы стали измерять фактом показа представлений, ведь ради этого взаимодействия всё и задумывалось.

Что такое ТЗН

Таинственная, Загадочная и Непонятная аббревиатура расшифровывается как Театр Занимательной Науки. В её звучании нам слышится напоминание о ленинградском и брянском Домах Занимательной Науки, об озорном школьном звонке, о наших истоках.

Начнём с конца. Почему «Науки»?

Наука и искусство имеют дело в основном с одним и тем же первоначальным материалом – миром природных явлений. Искусство, как правило, ищет красоту во внешних проявлениях объектов и явлений. Науку волнует красота тех внутренних закономерностей, которым подчиняются физические явления. Наука «красоту красоты» ищет. Вот и увлёкся наш коллектив этим сложным и интересным делом – приобщением всех желающих к «высшей» красоте, пожелал разделить с ними своё восхищение наукой.

Почему «Занимательной»?

Вы часто встречали людей, которые восхищаются красотой закона сохранения энергии?.. Мы тоже. Восприятие такой красоты под силу интеллектуально подготовленной личности. А как быть остальным? Выход есть. Необходимо адаптировать этот материал, приблизить к конкретному человеку, сделав его занимательным, то есть возбуждающим интерес и внимание. Таким образом воздействовать на чувства зрителя, чтобы создать положительный настрой к активной мыслительной деятельности, независимо от его знаний, способностей и интересов. А это уже вопрос технологии.

Почему «Театр»?

«Театр» в переводе с греческого – «место для зрелищ, зрелище». Такая форма как нельзя лучше подходит для совместного действа актёров и зрителей в приобщении к высшей красоте.

Таким образом, ТЗН – это небольшие сценические постановки или целые спектакли, имеющие определённый сюжет и героев, основанные на демонстрациях одного или множества занимательных экспериментов, их обсуждение и научное объяснение с активным участием зрителей.

Играть! Действовать! Думать! – таков девиз работы ТЗН.

Зрители включаются в созданные нами игровые ситуации, в которых занимательный материал воздействует на них с большим КПД. Они перестают быть просто созерцателями происходящего, начинают действовать и думать. А ум, прогретый эмоциями, это уже не сонный ум.

В первую очередь представления ТЗН рассчитаны на школьников, начинающих изучать основы наук, но также интересны и полезны и более старшим возрастным категориям.

Цель представлений ТЗН

Пропаганда научного мировоззрения. Мы хотим показать, что процесс мышления увлекателен и интересен. Желаем зажечь зрителей стремлением как можно больше узнать, понять. Считаем, что на начальном этапе главное – не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

Задачи представлений

1. Удовлетворить познавательные потребности зрителей.
2. Погрузить зрителей в такую среду, в которой они начали бы активно мыслить, получая при этом интеллектуальное удовольствие.
3. Показать, что наука – это живое, увлекательное дело, а знание – сила.
4. Сообщить зрителям импульс к дальнейшему развитию.

Постулаты ТЗН

В процессе работы коллективом ТЗН выработаны следующие «дидактические векторы»:

«Наука – эмоциональная штука». «Где только возможно учение должно стать переживанием», – писал А. Эйнштейн. Опираясь на то, что чувственное восприятие лежит в основе любого познавательного процесса, мы стремимся максимально задействовать все органы чувств, возбудить эмоции зрителей, заставить их сочувствовать и переживать. Поглощать знания надо с аппетитом! Разделяя мысль А. Франса о том, что «чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», мы стремимся представить науку как увлекательный детектив. Подбрасываем зрителям закономерности природы, точно пакет с шифровкой. И у них загораются глаза.

«Снимите тёмные очки!». Мир полон чудес, но мы перестали их замечать и им удивляться. Привычка, словно тёмные очки, не даёт нам разглядеть мир в цвете. Необходимо помочь зрителям увидеть необычное в обычном (сделать привычное занимательным), снять тёмные очки. Ведь мышление начинается с удивления.

«Чудо – не есть чудо». Для нас чудо – это возможность удивиться, это – парадокс, это – вызов здравому смыслу и возможность задуматься о высшей красоте. Сценарии наших представлений «просты»: сначала мы творим чудеса, а затем вместе со зрителями находим им научные объяснения.

«Ключик для раскрытия чудес». Наука – это инструмент для познания окружающего мира, ключик, позволяющий открыть волшебную шкатулку природы. В нашем шутливом определении чудо – есть совокупность элементарных физических явлений, воздействующих на непросвещённые умы отдельных индивидуумов. И мы желаем убедить в этом всех.

«Зритель – не есть зритель». В чудеса со слов верится плохо, их надо не только увидеть, но и потрогать собственными руками. Наш «зритель» – не простой созерцатель, он активный участник действа. Но для этого надо создать среду, в которой он не смог бы оставаться пассивным. На представлении ТЗН зрители должны: «Играть! Действовать! Думать!»

«Не превращать науку в забаву». Нет верхоглядству. Не фокусы, а опыты. Научный способ познания – даже малышам. Не науку превращать в забаву, а развлечение поставить на службу науке.

«Зрители – маленькие исследователи». В каждом человеке заложено стремление узнать «отчего и почему». Мы даём зрителям возможность почувствовать себя маленькими учёными: совершить свои открытия и утолить интеллектуальную жажду. При этом обеспечиваем ситуацию успеха и считаем, что умственная усталость в конце представления – это подтверждение хорошей работы.

«Жизнь, как главное наглядное пособие». Некоторые ошибочно считают, что наука далека от повседневной жизни. Сухая наука? Нет, «мокрая»! Любая формула, закон – это суть множества реальных процессов, происходящих с нами и вокруг нас. Необходим акцент. Рассказывая о равноускоренном движении материальной точки, крайне важно уронить кирпич… Пусть вздрогнут заснувшие!

«Войти со зрителями в резонанс». Сюжеты наших представлений, соотношение «игры» и «науки» и даже язык общения со зрителями предусматривают некоторую вариативность. Войти в резонанс со зрителями – значит, перейти на оптимальный уровень общения с ними. Поиск и выбор осуществляется по ходу представления и требует особого педагогического мастерства. Без продуманной обратной связи со зрителями не обойтись.

К чему мы стремимся

– Верно ли, что на свете встречаются чудеса?
– Несомненно, но над этим надо много работать.
Из разговора.

Создать в Москве свой Театр. Конечно же, Занимательной Науки.

Имеющий своё собственное пространство: несколько залов для проведения научных представлений, лабораторию занимательного эксперимента для испытания новых идей и мастерскую для создания экспериментальной базы и реквизита.

Работающий в непрерывном режиме и проводящий показы тематических представлений для организованных групп учащихся 7–11 классов различных учебных заведений; разноуровневых представлений для широкого круга посетителей; выездных представлений в школах, на выставках, фестивалях и для других организаций, заинтересованных в проведении совместных мероприятий.

Обладающий творческим коллективом, в котором каждый работник «и пекарь, и плотник» – является педагогом, имеет естественнонаучное образование и способен работать на всех фронтах деятельности ТЗН.

О результатах деятельности

«Маячок»
«А знаете ли Вы, что...»
«Карта действий ТЗН»

Кухня ТЗН

Сборник «кулинарных» комментариев – в стопке ниже.
Ботинкомер
В гостях у дедушки Перельмана
Вешалка для театра
Зажигая факел
Между нами, волшебниками, говоря…
Наши зрители
Не расплескав красоты
Не с горы, а в гору
Отрицательная обратная связь
Покидая класс, помни…
Про ТЗНовские самолёты
Реалии жизни
Технология чуда
Только в физике соль…
У порога ТЗН

Видеовизитка ТЗН (и в шутку и в серьёз)