Театр Занимательной Науки (см. «О ТЗН») возник не на пустом месте и не в мгновение ока, было у него начало. Для меня исходной точкой стал 1979 год, тогда молодой учитель Егоров Сергей Николаевич создал в люберецкой средней школе – КРУИФ – кружок игры и физики. Основным направлением работы коллектива была «занимательная физика». Для нас, кружковцев, книги Я.И. Перельмана, Тома Тита стали чем-то вроде Библии, а на занятиях мы самозабвенно ставили опыты. О существовании ленинградского Дома Занимательной Науки (ДЗН) мы узнали из книг и страшно сожалели, что не сможем побывать там, ведь он был разрушен в войну во время блокады города. Но произошло чудо – во время поездки в Брянск мы познакомились с Курындиным Николаем Тихоновичем, который, будучи молодым человеком, побывал в ленинградском ДЗН и был очарован увиденным. Работая в школе, он вместе с учениками пытался воплотить свою мечту. Уже в пожилом возрасте он создал «храм науки» – брянский ДЗН. На десяток лет он стал нашей Меккой. Возникла коллективная мечта создания своего ДЗН.

Шло время... Первые выпускники КРУИФа закончили педагогический иститут и вступили во взрослую жизнь и турбулентные 90-ые годы. КРУИФ сместил акцент своей деятельности на изучение народных игр и праздников. Умер Николай Тихонович, прекратил свое существование, созданный им ДЗН. Прервалась эстафета.

Бывший круифовец Кириллов Сергей стал учителем физики – Сергеем Николаевичем (С.Н.). Со своими учениками создал кружок – лабораторию научно-исследовательского института чародейства и волшебства (НИИЧаВо – по Стругацким), который вскоре превратился в клуб. Началось всё (или продолжилось) с постановок и объяснений чудесных опытов («Чудо – не есть чудо»). А закончилось школьным театром занимательной науки. Сколько тех выступлений было… (Одно представление «Тепловые фантазии и прочие удовольствия» чего стоит).

Школьные уроки (физики, астрономии, естествознания), дополнительные занятия, Лаборатория НИИЧаВо, спортивная секция – всё сплелось воедино. Одно дополняло другое, сплавляясь в единое целое. Это была не работа, а жизнь педагога (в которой «понедельник начинается в субботу»). Своеобразный мир одного учителя («Его мир»).

13.11.2004 (День Рождения ТЗН) состоялся первый показ представления «В гостях у Э.З.». В нём актёрами были уже педагоги, а зрителями – школьники. За четверть века (пишу, и не верится) идея создания «своего ДЗН», постепенно трансформировалась в идею создания Театра Занимательной Науки. Надеюсь, что для кого-то это будет только началом истории. Эстафета продолжается.

В своём архиве я храню рассказы (скорее зарисовки), написанные в тот период. Когда-то хотел объединить их в книгу «Его мир: узелки на память школьного учителя». Помнится, сомневался, насколько они будут понятны и интересны стороннему наблюдателю. Ведь «Его мир» – это копилка моих мыслей и размышлений, улыбок и печалей, образов, находок и фантазий (сказочек). Этакие «узелки» на память. Каждый по-своему дорог. Точно фото в альбоме, от времени пожелтевшее. Бережно страницы переворачиваешь, а с них на тебя смотрит прошлое, настоящее и будущее.

Коллеги же считали, что это творчество найдёт своего читателя, к тому же позволит лучше понять наш ТЗН (ведь «у самой главной из дорог – всегда своё начало»).

Проверить это был только один способ – обратная связь. И мы поместили некоторые из рассказов на сайт ТЗН. Часть из них – в раздел «Его мир» (см. ниже), а часть – в дополнительные материалы к представлениям под названиями: «сказочки от Профессора», «сказочки от Шеф-повара», «сказочки от С.Н.», «сказочки от Атлета», «сказочки от Хранителя Знаний», «сказочки от Проводника», «ТЗНовские сказочки», «сказочки с «Аукциона идей»», «Не из пустого в порожнее», «сказочки с «Карусели открытий», «сказочки научного содержания», «сказочки «научно-игрушечные», «сказочки «физических посиделок».

Если рассказы от С.Н. вызовут у Вас желание поделиться с автором (и коллективом ТЗН) своими впечатлениями, Вы можете это сделать, воспользовавшись адресом почты из раздела «Контакты».

.

Рассказы из неопубликованной книги «Его мир»:

  1. 1. Бесполезное чудо.
  2. 2. Взгляд со стороны (чудак).
  3. 3. Видение.
  4. 4. Встреча.
  5. 5. Где начинается физика?
  6. 6. Дорога.
  7. 7. Его мир.
  8. 8. За тех, кто в школе!
  9. 9. Здравствуй, Кузьма.
  10. 10. «Из пункта А в пункт В…».
  11. 11. Как винтовка в бою.
  12. 12. Ку-ку…
  13. 13. Максимализм.
  14. 14. Мгновение.
  15. 15. Между нами, волшебниками, говоря…
  16. 16. Метаморфозы.
  17. 17. Многообещающее начало.
  18. 18. Навстречу реформам.
  19. 19. Наука требует жертв.
  20. 20. Не расплескав красоты.
  21. 21. О будущем и настоящем.
  22. 22. «Открылась бездна, звезд полна…».
  23. 23. «Ошибочки».
  24. 24. Первые шаги.
  25. 25. Первый год работы в школе или путь к успеху.
  26. 26. Погрешность эксперимента.
  27. 27. Подарок.
  28. 28. Покидая класс, помни…
  29. 29. Последняя надежда.
  30. 30. Про Костю, второй закон термодинамики и не только.
  31. 31. Пыль на стекле.
  32. 32. Радости жизни.
  33. 33. Снимите тёмные очки!
  34. 34. Сны.
  35. 35. Технология чуда.
  36. 36. То, о чём не хотелось писать.
  37. 37. Четвертый случай.
  38. 38. «Эм ве кв» или высшая красота.
  39. 39. «Эти десять звёзд…».
  40. 40. «Я знаю, что ничего не знаю…».