Путевые заметки

Размышления и замечания о подготовке и проведении представления

Представление ТЗН должно быть простым и надёжным, как автомат Калашникова – это понимаешь, когда разовые показы сливаются в поток. Волны показов со временем обкатывают представление до гладкости морских камешков. Сложности устраняются, находятся нужные слова и действия. Надо только всё подмечать и анализировать.

Принцип трёх минимумов и трёх максимумов. Для проводящих демонстрации опытов должны содержать минимум: подготовки; усилий (умений); расходных материалов. Для зрителей – максимум: наглядности, включения в действо; игры.

Шикарная подборка из девяти «воздушных» опытов получилось. Занимательно от простого – к сложному и с разнообразием форм показа.

Стол в лаборантской занят деревянными линейками, алюминиевыми банками, газетами, воздушными шариками и прочим расходного материала, рассчитанным (с запасом) примерно на сорок ближайших показов.

Хочется продолжения про огонь, воду и землю (цикл из четырёх стихий).

Выпускаю сжатый воздух из бутылки, и весы показывают, что она стала легче. Какой вывод сделают малыши? Вопрос кажется тривиальным для взрослого, но у ребёнка ещё нет сформированного понятия веса. Даже если и прозвучит ответ, то будет ли он осознанным для большинства? Работая со старшеклассниками, ТЗН привык опираться на их знания, здесь другой расклад – для кого-то первое знакомство. Проговаривая логическую цепочку объяснений, задаёшься вопросом «понимают ли?»

Третьеклассник заплакал из-за того, что при демонстрации опыта у него разлилась вода. И такая реакция не редкость.

Ассистент Ведущего иногда подаёт пример зрителям к аплодисментам.

Шёл Ведущий ТЗН домой, споткнулся, но по инерции продолжил движение. Лицом по кирпичной дороге. С таким лицом перед зрителями не покажешься, а на следующий день запланированы две встречи. Как быть? И выход был найден – Ведущий выступал в маске (как-то удалось связать свой образ с темой выступления «Проделки Невидимки»). Без мимики и эмоций взаимодействовать очень сложно... Познано в сравнении.

В сжатии банок атмосферным давлением используем пивные жестянки. На улице их – как грибов в лесу. Надо только «ядовитые» не использовать с провокационными надписями «пиво».

От показа к показу сценарий дорабатывается, увеличивается продолжительность. А у нас лимит в урок (ну максимум с переменой). Необъятное не обнять.

Под конец, подводя итог: – Хором, на счёт три, (чтобы услышал охранник при входе) назовите имя Невидимки. Раз, два...

Один мальчик после представления поинтересовался: «Это не вы написали книгу «Занимательная физика»?»

Нарабатывается традиция «Научной игротеки» – в конце каждого представления профессор Почемучкин дарит зрителям свой вопрос. Планируем повесить у дверей ТЗН почтовый ящик для обратной связи.

Оказывается, сломанная деревянная линейка и смятая жестяная банка могут стать желанными подарками от Невидимки.

Придумалась интересная форма работы: Профессор зачитывает, полученные им, письма с вопросами, а потом все дружно приступают к поискам ответов на них.

Под конец Невидимка раскидывает серпантином по всему помещению рулон туалетной бумаги. «Шалость удалась!».