Путевые заметки
Представление ТЗН должно быть простым и надёжным, как автомат Калашникова – это понимаешь, когда разовые показы сливаются в поток. Волны показов со временем обкатывают представление до гладкости морских камешков. Сложности устраняются, находятся нужные слова и действия. Надо только всё подмечать и анализировать.
Принцип трёх минимумов и трёх максимумов. Для проводящих демонстрации опытов должны содержать минимум: подготовки; усилий (умений); расходных материалов. Для зрителей – максимум: наглядности, включения в действо; игры.
Шикарная подборка из девяти «воздушных» опытов получилось. Занимательно от простого – к сложному и с разнообразием форм показа.
Стол в лаборантской занят деревянными линейками, алюминиевыми банками, газетами, воздушными шариками и прочим расходного материала, рассчитанным (с запасом) примерно на сорок ближайших показов.
Хочется продолжения про огонь, воду и землю (цикл из четырёх стихий).
Выпускаю сжатый воздух из бутылки, и весы показывают, что она стала легче. Какой вывод сделают малыши? Вопрос кажется тривиальным для взрослого, но у ребёнка ещё нет сформированного понятия веса. Даже если и прозвучит ответ, то будет ли он осознанным для большинства? Работая со старшеклассниками, ТЗН привык опираться на их знания, здесь другой расклад – для кого-то первое знакомство. Проговаривая логическую цепочку объяснений, задаёшься вопросом «понимают ли?»
Третьеклассник заплакал из-за того, что при демонстрации опыта у него разлилась вода. И такая реакция не редкость.
Ассистент Ведущего иногда подаёт пример зрителям к аплодисментам.
Шёл Ведущий ТЗН домой, споткнулся, но по инерции продолжил движение. Лицом по кирпичной дороге. С таким лицом перед зрителями не покажешься, а на следующий день запланированы две встречи. Как быть? И выход был найден – Ведущий выступал в маске (как-то удалось связать свой образ с темой выступления «Проделки Невидимки»). Без мимики и эмоций взаимодействовать очень сложно... Познано в сравнении.
В сжатии банок атмосферным давлением используем пивные жестянки. На улице их – как грибов в лесу. Надо только «ядовитые» не использовать с провокационными надписями «пиво».
От показа к показу сценарий дорабатывается, увеличивается продолжительность. А у нас лимит в урок (ну максимум с переменой). Необъятное не обнять.
Под конец, подводя итог: – Хором, на счёт три, (чтобы услышал охранник при входе) назовите имя Невидимки. Раз, два...
Один мальчик после представления поинтересовался: «Это не вы написали книгу «Занимательная физика»?»
Нарабатывается традиция «Научной игротеки» – в конце каждого представления профессор Почемучкин дарит зрителям свой вопрос. Планируем повесить у дверей ТЗН почтовый ящик для обратной связи.
Оказывается, сломанная деревянная линейка и смятая жестяная банка могут стать желанными подарками от Невидимки.
Придумалась интересная форма работы: Профессор зачитывает, полученные им, письма с вопросами, а потом все дружно приступают к поискам ответов на них.
Под конец Невидимка раскидывает серпантином по всему помещению рулон туалетной бумаги. «Шалость удалась!».