Путевые заметки
Лучше показать, чем сказать «Представьте...»
Ребёнка, который хоть краем глаза видел ранее показываемый опыт не остановить: «Я знаю! Я знаю...». И с этим надо что-то делать...
После открытия дверей научной игротеки в зале традиционно звучит песенка «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно...». Пришедшие к нам в очередной раз ребятишки начали подпевать.
В «Мокрую науку» гармонично влились два колоритных но безжидкостных опыта: про «невидимую воду» – углекислый газ и звучащую морскую раковину. И сделали «лицо» этому представлению.
– Как вы думаете, почему пещера в Италии близ Неаполя называется «Собачьей»? – бужу фантазии ребят. Весёлых ответов предостаточно: – В ней собираются собаки; – Они её выкопали; – Нашли; – Из-за её формы; – Там древний человек превратил волка в домашнее животное; – На стенах – соответствующие рисунки; – В неё кричишь «Кто там?», а эхо отвечает «Гав-гав». – Но ведь это ПЕЧАЛЬНО известная пещера, – пытаюсь произвести коррекцию. И получаю «вишенку на торте»: – М.б. из-за того, что в ней захоронены известные собаки? – Какие, такие «известные»? – Собака Баскервилей, Белка и Стрелка (убежали из СССР в Италию), собака Павлова...
На одном из показов оказались две девочки с мамой, которые на каникулах были на экскурсии в «Собачьей пещере». Как же они оживились, когда началась наша история...
Удивительно, но «гавкающая» картонная собачка и бумажная маска лисички, за которой «скрывает» свою личность лаборант, не вызывают у школьников усмешек и замечаний. Они принимают условность, по-доброму улыбаются и включаются в игру.
– Как узнать причину шума морской ракушки? – Разбить её. – Если бы учёные так поступали со своими игрушками и приборами... Вы обратились ко врачу «В голове шумит», а он молоток достаёт «Сейчас разберёмся»...
Со времён учёбы в институте узнал и уверовал причину шума морской раковины, прислонённой к уху. Погрузившись в тему, осознал ошибочность своего суждения. Век живи, век учись. И эта ошибка пола в дело, став одной из гипотез нашего научного расследования.
Гармонично вписываются в сюжет небольшие видеофрагменты, которые мы показываем нашим зрителям (фрагмент мультика «Путаница» и розыгрыш с банкой, звуком и эхом).
Мы всё-таки мы научились зажигать спички с помощью молекул воды. Демонстратор не скрывает своего восторга, а он передаётся зрителям. Дети начинают спонтанно аплодировать
Чудеса для Ведущего на показах: лимон, который плавал в воде полторы недели, утонул; вода на электроплитке перестала кипеть-булькать (пузырь – в минуту) – «пожелала» стать перегретой; магазинный, девятипроцентный (согласно этикетке) уксус, оказался разбавленным и реакция с ним пошла вяло...
– Что может на прощание подарить вам профессор Почемучкин? Вопрос! И даже два! Ведущий выдаёт классному руководителю конвертик с вопросами, чтобы не забыли и продолжили начатое в ТЗН.
Сильный ход – раздать каждому из зрителей по монетке и предложить провести с ней на выходе из зала опыт.
Мама одного ребёнка заметила: «Я на Вашем представлении про все свои дипломы забыла». Захватывает и взрослых.
А ведь морская раковина и пустая банка у уха – по сути, являются резонаторами Гельмгольца, – неожиданно сопоставилось. Детям такое знать лишне, а Ведущему – обязательно.
Не помню, когда так кропотливо и последовательно ТЗН работал над сюжетом представления. Формат научной игротеки в потоковом режиме показов дал нам возможность непрекращающейся модернизации и гармонизации. После каждого действа – обсуждение, внесение изменений, новые идеи. К очередному показу не успеваем забыть то, что было на предыдущем и реже наступаем на одни и те же грабли.