Путевые заметки
Родители пожаловались директору на ТЗН: «Наши дети хотят отвечать, а им говорят – «Вы не знаете!» Предыстория: Профессор Почемучкин держит в руках яблоко и, «не замечая» поднятых рук, рассуждает: «ПОЧЕМУ оно падает? На этот вопрос пытался ответить Ньютон, но смог лишь ответить на вопрос «КАК?». Чтобы понять почему (причину взаимодействия), надо создать теорию гравитации. У Эйнштейна – не получилось, а современные теории струн, суперструн и бран (М-теория) – разработаны не до конца...». Вот пятиклассники знали, да их не спросили...
Реализацию экспериментальных фантазий по мотивам книги Ж. Верна «Из пушки на Луну» я начинаю с обстрела нарисованного спутника Земли. Нашлось применение моей любимой детской игрушке...
Удивляюсь, но получается рассказывать малышам о мысленном эксперименте с горой Ньютона (поясняя первую космическую скорость) и выходить на расчёты ускорения кабины-снаряда в стволе пушки и сопутствующих выстрелу перегрузках.
– Для участия в эксперименте нам нужен космонавт! – обращается к зрителям Ведущий. – Не спешите поднимать руки, дослушайте... Нужен космонавт, который погибнет от большой перегрузки... Количество поднятых рук увеличивается.
Шарик помогает рассказать про первую космическую скорость. После прохождения им «мёртвой петли» раздаются аплодисменты.
Сначала пришлось подбирать петарду, взрыв которой подбрасывал бы жестяную банку под потолок, а затем – обеспечивать безопасность демонстрации. Получилось: громко, наглядно, эмоционально!
Никогда бы не подумал, что дети, слушающие как «храпит» надувной шарик при выходе из него воздуха через суженную горловину, могут так ухахатываться.
Так и не нашёл у Жюля Верна точного указания на начальную скорость снаряда, вылетевшего из пушки. Исхожу из второй космической (11км/с), но скорее всего, там было 16 (увы, при расчете времени разгона и ускорения с таким значением получаются не круглые, не запоминающиеся числа).
Дети предлагают космонавту для борьбы с перегрузкой лечь на спину (предваряя идею использования ложемента), а Ведущий, развивая идею Циолковского, предлагает одновременно лечь на всё тело (и на спину и на живот). – Как так? – Погрузиться в ванну с жидкостью, плотность которой близка к плотности тела человека.
– А почему вы чаще вызываете девочек? – обиделся мальчик. – Среди космонавтов большинство мужчин, поэтому в нашем путешествии «Из пушки на Луну» мы пытаемся исправить эту несправедливость, – нашлось объяснение.
– Во время перегрузки, космонавту лучше стоять на одной ноге или на двух?.. Лучше лечь на пол!
Ребёнок тянет руку. Не могу больше игнорировать, спрашиваю. – Ой, я забыл! – слышу в ответ (или молчание в качестве альтернативы). А ещё руки тянут загодя (не выслушав вопроса или задания) – на всякий случай. Такое – не редкость.
Рассказываю детишкам об ошибке Жюля Верна, полагающим, что при полёте снаряда к Луне, невесомость будет наблюдаться лишь в одной точке траектории – там, где силы притяжения планеты и спутника компенсируют друг друга. После представления ко мне подходит четвероклассник и интересуется: «Вы имели в виду точки Лагранжа?». «А сколько их тебе известно?» – задаю контрольный вопрос и получаю правильный ответ: «Пять!».
– Как снизить перегрузку при взлёте? – спрашиваю я. И не первый раз слышу в ответ: – Не летать!
После демонстрации явления перегрузки при скатывании катушки по вогнутой дорожке, даю в руки зрителю-помощнику килограммовую катушку и в шутку спрашиваю: «Чувствуете, как она потяжелела?». Частенько получаю утвердительный ответ.
Мучился с подбором вопроса домашнего задания про Луну. Он должен будоражить чувства, вызывая желание найти ответ, и быть для ребятишек решаемым...
Опробован расширенный вариант сценария на 100 минут – для малышей много.
Не удержался, разыграл шуточную сенсацию о нахождении воды на Марсе... Одной бутылки, стоящей на шоколадных батончиках «Марс». Улыбнулись только взрослые зрители.
Объяснял с помощью вращения ведёрка с водой над головой, почему «Луна не падает на Землю». Хорошая интерактивная демонстрация и познавательная история, но не для данного представления. Нельзя объять необъятное.
Чтобы сделать очевидным уменьшение перегрузки за счёт увеличения времени разгона/торможения, стали ловить падающее куриное яйцо на растянутый кусок материи.
Разыгрался спор «Куда должен быть направлен ствол пушки, чтобы снаряд из неё попал в Луну?».
Об изменении веса тела в опыте мы до сих пор узнавали по вспышкам лампы. Теперь же эффект усилен, и один из зрителей выдаёт радостный звуковой сигнал «Пип!».
– Удивительно, как обычные вещи вам удаётся превращать в занимательные! – восхитился родитель, побывавший с сыном на представлении.
Всякий раз, спасая «космонавтов» от перегрузки, восхищаюсь простотой и наглядностью способа, предложенного К.Э. Циолковским. Но как донести эти чувства до зрителей?
– Птичку жалко! – сожалеют дети о разбитом курином яйце в опыте К.Э. Циолковского. А я аргументирую: – Жертвуем малым – отказываемся от яичницы, но сохраняем жизни будущих космонавтов!
Чтобы выяснить «Получит ли синяк космонавт, ударившись о невесомую гирю?» пришлось выпилить из доски «ногу космонавта», и превратить её в физический маятник. И теперь мы сравниваем результаты взаимодействия ноги с лёгким и тяжёлым грузом (гирей).
В качестве эксперимента провел показ «детского» представления для одиннадцатиклассников. Не ожидал, что оно вызовет у взрослых ребят такой большой интерес и так их увлечёт!
Малышей на пороге «Научной игротеки» встречает профессор Почемучкин. А для старшеклассников – предисловие: – Что общего у ребёнка и учёного профессора?.. – Они состоят из атомов? – Несомненно. А ещё учёные, как и малыши постоянно задаются вопросами «Почему?». (И как только человек перестаёт задавать себе этот вопрос, он перестаёт развиваться). Приглашаем вас в нашу научную игротеку для того, чтобы совместно ответить на некоторые из почемучкиных вопросов.
На банке, подкидываемой взрывом к потолку, изображён человечек. – Кто хочет им стать?.. Хороший приём – делать героями своих историй зрителей, он помогает превращать зрителей в соучастников действа.
– Кто смотрел фильм «Вызов»?.. – Где происходят действия? – На МКС. – Как в шутку космонавты называли свой дом?.. – Международный Космический Склад – всё заполнено приборами и вещами. Несложно представить, как космонавт на таком складе сталкивается с гирей...
– Это же крышка от кастрюли! – улыбаются дети. – Нет, это наш космический компас! – уверяет их Ведущий. – Не может быть! – Может! – превращает он крышку в гироскоп, который послушно указывает ручкой на путеводную звезду. И такие метаморфозы вызывают аплодисменты.
Дёшево и сердито: из пластиковой бутылки и груза на пружинке сделан «визуализатор веса». Мы роняем его из-под потолка, и пока он долетает до пола, успеваем удостовериться – это невесомость.
«Летит, летит ракета, // Вокруг Земного, света! // А в ней, сидит Гагарин, // Простой, советский парень» – фольклор с научной ошибкой. Давайте, её исправим! Не «сидит», и не давит туловище своей нижней частью на опору из-за сил тяготения! Что же тогда делает на орбите космонавт? Висит? Парит? Оказывается, теряя вес, он ПАДАЕТ на планету, и вместе с тем, движется вокруг неё с первой космической скоростью.
Знакомство с перегрузкой, я начинаю с резкого подъёма гири на капроновой нити. Груз обретает дополнительную тяжесть, и подвес рвётся. Дидактически верно, но всё же хочется больше ярких и удивительных моментов.
– Что такое вес? – Это тяжелота! – устами «младенца» глаголет истина. Только чтобы услышать такое, стоило показать представление.
Не смог сдержаться и задался вопросом «Будет ли гореть свеча в невесомости?». И вот, она уже падает, а мы наблюдаем за её огоньком. Интересно и познавательно.
Закончилась пачка петард. Значит, проведено 60 показов.
Собираясь на выездное мероприятие, для демонстрации «Храпа космонавта» взял дома с полки первые попавшиеся книги одинакового формата. Только на представлении обратил внимание на их названия: три «Механики» и три романа Жюля Верна. Бывают же такие совпадения...
В очередной раз начинаю свои экспериментальные фантазии словами Жюля Верна о приключениях в жизни, которые начинаются с книг о приключениях. Но сегодня в библиотечном зале среди многочисленных стеллажей они звучат особо убедительно.
Для складного повествования пришлось придумать, якобы существующую, поговорку: «Храпящий космонавт спит за бортом корабля».
Лихо я закрутил: «К.Э. Циолковский предложил путешествовать не на ядре, а на пушке! Если пушка будет постоянно стрелять, то она постепенно будет разгоняться...». Догадались о чём речь? О реактивном движении и ракете!
Двадцати старшеклассникам задал вопрос: «Почему на МКС космонавты находятся в невесомости?». Одни считают, что «там заканчивается тяготение», а другие – что «там вакуум». Услышал лишь один правильный ответ...
«Пуф!» – шумно выталкивает пробку пар, а сама пушка-пробирка за счёт реактивного движения выходит на орбиту и совершает несколько оборотов на подвесе. Опыт простенький, но концептуальный. Понимаю, что нельзя объять необъятное, но всё же ввожу в сценарий очередное дополнение – уж больно привлекательна идея полёта на Луну верхом на пушке!
Пробка из пробирки вылетает, точно у ракеты разгонная ступень отстреливается. Вот и поставим зрителя с сачком её ловить, чтобы не множить космический мусор (ищи её потом...) и добавить интерактива.
Решил улучшить конструкцию подвеса пробирки, но порой лучшее – враг хорошего. При запуске пробирка приобрела «вторую космическую» скорость, сошла с орбиты и раскололась при приземлении. Теперь надо всё переделывать, т.к. необходима стабильность, безопасность и простота.
Всякий раз, проделывая опыт с яйцом, я оцениваю – стоит ли его разбивать? Для науки – с удовольствием, для забавы – с сожалением. Таким образом, яйцо превратилось в субъективный индикатор успешности взаимодействия.