Путевые заметки

Это представление по своей форме и тематике не похоже на все остальные (наверное, поэтому его было так интересно и сложно создавать). Оно родом из школьного детства: когда научно-фантастические книжки будоражили ум, а вопросов было больше чем ответов.

Захотелось погрузить в подобное состояние современных школьников, тем более, что вчерашняя фантастика сегодня превращается в реальность…

Приступаем к отработке оптимальной методики…

Представление построено на игре: посетители пытаются перехитрить Машину – простейшее устройство, сделанное из ведёрок и шариков. (Какой вызов!) Сначала она проигрывает гомо сапиенсам, но очень быстро учится на своих ошибках...

Мой друг Юра до сих пор оспаривает создание искусственного интеллекта (И.И.). И не он один. Думаю, что дело в предыстории: научная фантастика на определённом этапе не расширила горизонты их восприятия; идея возможного превосходства «неживого» над живым угнетает сознание; логика бездействует, а чувства кричат. Наше представление не даёт окончательных ответов, лишь погружает в тему и предлагает задуматься.

На что способен И.И? На обсуждение идёт треть времени представления. Рассказывают сами зрители. То, что они знают и как умеют. Ведущий лишь ставит вопросы и даёт небольшие комментарии. Главный показатель успешности – это взаимодействие. В нём своеобразие данного представления. Оно явно для старшеклассников.

Название представления пришло вместе с замечательным двадцатиминутным фильмом режиссёра С. Райтбурта «Кто за стеной» 1977 года, который мы воскрешаем на своём экране.

Оператор игровой машины в красных очках выглядел фантастично, было в нём что-то от андроида. Он эффектно начал игру, но тут же вышел из строя: цветные стёкла не позволили отличить зелёные шарики от красных.

Однажды мы решили, чтобы помощник, изображающий робота, появился для обучения машины из ящика, стоящего на сцене. «Андроид» согласился на эксперимент, но Ведущий так увлёкся обсуждением вопросов И.И., что тому пришлось самоактивироваться и начать борьбу за своё выживание. Та ещё была эволюция! В другой раз помощник неподвижно лежал на лабораторном столе, и казалось, что под любопытными взглядами наших зрителей, упаковочная плёнка, скрывающая его, шевелится…

Вручаю пригласительный билет на представление своему директору. Он читает «Кто за стеной. (Знакомство с И.И.)» и вздрагивает. Для него И.И. – грозный Исаак Иосифович – руководитель Департамента образования города Москвы.

– А что по этому поводу думает Алиса (голосовой помощник Яндекса)? – спросили из зала и мы тут же вышли в интернет. Чудесная находка для сюжета.

Вспомнилось, как героям фильма «Отроки во Вселенной» (1974) помогла загадка «А и Б сидели на трубе»? Перед входом в зал мы стали предлагать подобное нашим гостям: «Докажите, что вы не робот!».

Порадовался, когда увидел, что после представления один из зрителей фотографирует названия фильмов и книг, рекомендуемых нами для погружения в тему.

Обсуждаем результаты игры с самообучающейся машиной. Один из участников замечает: – Если бы мы проиграли ей все партии, то она ничему не научилась бы. – А зачем ей обучаться, когда она и так побеждает? – оппонирует другой участник, – для развития необходим стимул!

Я включаю фильм, а зрители мне: «Мы его смотрели!» Выясняю, что учитель проявила инициативу и показала своим ученикам «наш» фильм. Казалось, что сценарий, лишённый эффекта новизны, обречён. Как быть?.. С надеждой решаюсь на повтор и не ошибаюсь. Благодаря предварительному знакомству с И.И. (диспуту на заданную тему в первой части нашей встречи), содержание знакомого фильма смотрится по-новому: обретает осознанность, новые смыслы и глубину.