Путевые заметки

Порой школьники на уроке отчаянно скучают – им «всё фиолетово» (т.к. они выброшены на обочину спектра интересов). Когда из ученья утекает жизнь, остаётся «сухая» или «меловая» наука, которая ведётся мелом на доске, на словах, а не на деле. Теорию, лишённую практики, ни маркер, ни экран монитора «мокрой» не сделают.

Однажды мы придумали красивое название «ТРОГАТЕЛЬНАЯ физика», и только потом задумались о необходимом содержании (обычно происходило наоборот).

Нашу науку показано ТРОГАТЬ руками, в ответ она же одаривает эмоциями, за душу ТРОГАЕТ!

Посвятили своё действо не только любителям физики, но и тем, кому с ней не повезло (не сложились отношения).

За столом создавался лишь план и реквизит, а методики показа нарабатывались во взаимодействии со зрителями... О том, как мы «Играли! Действовали! Думали!», о творческом пути – наши заметки...

Ведём расследование причин столкновения двух кораблей, движущихся параллельными курсами. Один зритель припоминает, что «параллельные прямые в неевклидовом пространстве всегда пересекаются»...

Мы удивляемся покраснению зелёной лампы, но ни один фотоаппарат и камера не фиксирует этих метаморфоз. Не лампа, а вампир без отражения в зеркале...

От соударения двух трёхлитровых стеклянных банок возникают продолжительные звуки возрастающей частоты. Волшебство. Ему находится место в представлении – теперь у нас самый оригинальный «третий звонок».

На банки, ради завершённости и красоты, напросились буквы «Т» и «Ф». Не все зрители догадываются, что они означают. Помогает акцент.

– Кто желает пострадать за науку? Лес рук. На ладошках трёх добровольцев пишем мы бриллиантовым зелёным буквы «Т», «З» и «Н». – Какого цвета зелёнка? – выходим на парадокс.

Помните детский вопрос о том, что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа? Настало время сделать килограммотный выбор!

Для тех, кто в теме и ценит игру слов: «Время полураспада швабры – 12с», – сообщает Ведущий, неспешно раскручивая её на две части.

Если уж ронять «Невезучий бутерброд», то на «острове невезения» (под соответствующую песенку) и сто раз для статистики. Кто поможет?..

– Поднимите одну руку, затем другую, – командует Ведущий. – А теперь хором «Сда-ём-ся!»... И такой расклад предусмотрен нами в игре со зрителями.

В ТЗН имеется своя красная линия – «Экватор знаний». По обе стороны от неё, вода при сливе через отверстие в дне раковины, вращается в разные стороны. – Не может быть! – говорят очевидцы. Но лишь те, кто дружит с наукой, способен понять розыгрыш.

Что будет с курицей, которая попадёт в торнадо? Для ответа на этот вопрос мы раскручиваем свой «ручной смерч».

– Есть ли в зале человек, у которого имеется центр тяжести? – ищет достойного участника эксперимента Ведущий.

Обсуждаем исторический опыт Ньютона по разложению солнечного света стеклянной призмой в спектр и «О, ужас!», на картинке, взятой из инета, замечаем грубую физическую ошибку – красные лучи преломляются больше фиолетовых. Нет худа без добра. Теперь Ведущий обращается к «Нереальному эксперименту» и предлагает знатокам определить «Что в нём не так?».

В одном из первых опытов мы определяем ц.т. швабры, уравновешивая её на пальцах, а под конец, подобным способом «превращаем в швабру» уже мальчика.

Со временем экспериментальная база представления пополнилась двумя разновозрастными историями: «Всё по ФЕНшую (с погружением электрофена в воду) и «Как чувствует себя сосиска в вакуумной упаковке» (с обретением личного опыта). Представление превратилось в трансформер – появилась возможность видоизменять программу показа в зависимости от обстоятельств и желаний.

Один зритель увидел в пылесосе, используемом нами в опыте, сходство с роботом из «Звёздных войн». – Пусть знатоки улыбнутся! – нанесли мы на корпус маркировку «R2-D2».

В очередной раз убедился, как люди путаются с понятиями «масса-вес-давление»: поставил на весы одну женщину и попросил встать на одну ногу. Так она не могла поверить своим глазам – стрелка весов не сдвинулась с места.

– Что делать, если вы встретили на улице зелёного человечка? – озадачивает Ведущий участников опыта с зелёнкой. Оказывается, надо просто «перейти дорогу». – А какое отношение это имеет к физике? – удивится кто-то.

Стало хорошей традицией дарить зрителям вопросы, которые мы специально оставляем на представлении без ответа (не злоупотребляя этим). КПД посещения м.б. заметно повышен, но в этом нам приходится, в первую очередь, полагаться на сопровождающего группу педагога.

Захотелось «расшевелить» зрителей и привнести немного азарта в голосование за варианты ответов. Превратим наше тестирование в игру «Холодно-горячо». И большой игрушечный градусник для этого приготовим – будем на нём всякий раз отмечать результат коллективной работы. Посмотрим, что из этого выйдет...

– Где располагается ваш центр тяжести? – В голове, я же умный! – В ногах, ведь я не падаю!

Грозный проверяющий по технике безопасности собрался было сделать замечание штатному электрику, когда увидел на стене под лампой дневного света надпись «Перегорела 10 лет назад». Мы вовремя ему объяснили, что это наш экспонат.