Путевые заметки

Капля по капле камень точит. Так и мы показ за показом воду в ступе не толчём, а обтачиваем наше представление. Резвимся в своём водоёме по полной программе: фантазируем, опробуем, ошибаемся, анализируем, исправляемся, радуемся и печалимся. В общем, носим воду в решете: играем, действуем, думаем! Но не будем переливать воду из пустого в порожнее, а откроем первую страницу своих заметок…

Всё началось с высказывания Леонардо да Винчи о непредсказуемой воде и поучительном опыте, на запись которого наткнулся, листая свой старый блокнот. – Чем не название для научно-познавательного представления? – подумалось тогда. Красивое и многозначительное. Название сразу притянуло к себе многочисленные демонстрациями, из которых постепенно стали отбираться достойные.

Опытов с водой – великое множество, поэтому на первых порах было решено предоставить возможность показать себя максимальному количеству претендентов. Останутся те, что пройдут естественный отбор.

Премьера состоялась во Всемирный день воды. Ведущие прилюдно чокнулись бокалами с газированной «Aqua Minerale», подивились воздействию пузырьков на звук (ведь получилось не «Дзинь», а «Бум») и приступили к демонстрации необычных свойств обычной воды.

Желание сделать акцент на красивом названии и сразу включить зрителей в действо, породило тестовую загадку о том, с кем стоит советоваться, затевая дело с водой?

«Умный в гору не пойдёт, умный гору…» Правильно, «обойдёт!» Любая замкнутая система стремиться к минимуму потенциальной энергии. Но вот мы наливаем в бокал до краёв воды и ещё немного, чтобы поверхность вздулась бугром. Маркером рисуем на пинг-понговом шарике весёлую физиономию и отправляем его в плавание. Вопреки народной мудрости он взбирается на самую вершину водяной горки и замирает в центре бокала. Подталкиваем его вниз, возвращается обратно в точку «комфорта». Или он глупец или мы чего-то не понимаем. И не отделаться поверхностным замечанием о «поверхностном натяжении». Чтобы понять причину надо посмотреть на это явление глазами отдельных молекул.

Наши водные демонстрации могут показаться элементарными по сути (не модные нанотехнологии и робототехника), но они имеют свою глубину, подводные камни и завихрения. Требуется избежать поверхностности и превратить действо в захватывающее приключение.

Воды на представлении на пол и стол проливается предостаточно, и мы каждый раз шутим – «Теперь никто не скажет, что физика – сухая наука».

В двухлитровой колбе, закрытой пробкой, находится литр воды. Три минуты назад она ещё бурлила пузырьками насыщенного пара, но сейчас остыла. Ведущий обливает колбу холодной водой (лучше было бы использовать снег) и её содержимое вновь закипает. На днях опробован новый вариант создания проблемной ситуации: кипение наступает после того, как Ведущий обхватывает верхнюю часть колбы своими ладонями. Неужели, его ладони такие горячие? Нет, он предварительно погружал их в сосуд с водой и льдом… Какой вариант интереснее – выберут наши зрители.

Многим хорошо знаком опыт, в котором стакан с водой накрывается листком бумаги и переворачивается… Бытует заблуждение, что давление столбика воды изнутри уравновешивает атмосферное давление снаружи. Это неправда. Последнее раз в сто превосходит гидростатическое. Чтобы разобраться в этом, мы решаемся перевести в перевёрнутое состояние три-четыре литра воды. А это уже интрига.

В сосуд с водой опускают на ниточке гайку (не касаясь дна). Изменяется ли при этом средняя плотность жидкости? А в момент обрыва нити? Давайте проверим…

Обсуждаем загадку: имеется кастрюля с водой, в ней необходимо оставить ровно половину содержимого. Как это сделать, не имея подручных материалов? – Надо её выпить (испарить; отпилить половину кастрюли)! – раздаётся скороспелое предложение.

«Купание в воде с дробью» удивительный по своей сути эксперимент, но его результатом могут восхищаться только зрители с определённым уровнем знаний. Для начинающих изучать азы науки – это всего лишь обыденный факт. И не передать им свой восторг. Неужели никак?..

Как всегда – конфликт интересов – желание объять необъятное. Показать не только механическую, но и оптическую, тепловую, электрическую сущность во всей полноте. Но мы свою задачу видим в другом. А чтоб не было соблазна – ограничимся часовым лимитом.

Тематика представления приглашает к последующему созданию цикла о четырёх стихиях (основополагающих древнегреческих элементах природы) – воде, воздухе, земле и огне. А почему бы и нет?..

И всё-таки приходим не к жёсткому сюжету, а к набору «кубиков» – сценариев опытов, из которых можно строить представление под возраст и уровень знаний наших зрителей.

«Мензурище» – смакуем мы слово, экспериментируя с большущим измерительным цилиндром.

Сюжет оброс шутками-прибаутками, напрямую к науке не относящимися, но создающими лицо и колорит. «Однажды наше представление посетил Леонардо да Винчи, сидел (вон там), смотрел, да и воскликнул…».

– Сапоги мои того, пропускают.., – просим мы зрителей в рифму закончить нашу присказку. – Молоко!? – тут же реагируют удивлённые зрители. Тогда мы заглядываем в тот самый сапог…

Размышляем со зрителями о равновесии весьма неустойчивого аквариума с водой, по поверхности которой от центра к периферии плывёт полукилограммовый груз… Стоп! Не хватает образности. Кто ищет, тот всегда найдёт. Так появляется рыбка, которую мы «запускаем» в сосуд. Совсем другое дело! Результат эксперимента интригует – «согласиться ли хладнокровная рыба на импульсивный поступок?» После спора – обязательная проверка – и рыбка отправляется, пусть и в предсказанную, но неизвестность… К двадцатому показу в аквариум заселился ещё и краб, бегающий по дну…

– Что скрывается за страницами учебника физики? – спросил Ведущий, демонстрируя зрителям полное подчинение картезианского водолаза своим приказам. Все обратили внимание на тонкий гибкий шланг, начинающийся на крышке сосуда и уходящий за раскрытую книгу. Надо было только понять причинно-следственную связь. – А какие номера страниц вы имеете в виду? – прозвучал неожиданный вопрос, и когда Ведущий ответил, зритель деловито достал телефон и начал поиск в интернете. Вторым по оригинальности был ответ – «Кнопка».

Мнение десятиклассницы: «Мне всё очень понравилось, было интересно и познавательно. Но, в то же время, всё было очень растянуто. Хотелось бы, чтобы это проходило в более оживлённом ритме». Замечание учителя: «Куда ещё более оживленнее, не знаю!» Взгляд Ведущего: «Беда большинства современных школьников – поверхностное («клиповое») мышление, являющееся следствием отсутствия культуры интеллектуального труда. Мы не показываем шоу. На представлении мы увлекаем их за собой, в желании приобщить к радости деятельности и познания. И у некоторых от предпринятых усилий неизбежно начинает «кружится голова, а в атрофированных мышцах выделяется молочная кислота, вызывающая болевые ощущения». Как и в спорте, для нас важен баланс. Нагрузка должна быть прогрессивной, но не чрезмерной. Мечта врачевателя – «таблетка» от всего и для всех. Но наши гости такие разные…»

Двенадцать зрителей голосуют за гипотезу, и ни один из них не может привести хоть один аргумент «за». Дирижировать спором в «яблоке раздора» весьма не просто…

Как-то один дядя заметил: – Не лучше ли показывать данное представление более младшим школьникам? А в зале тогда сидели семиклассники. Меня это напрягло, потому что задумывалось оно для учащихся 7-8кл (плюс изрядный запас прочности). После демонстрации студентам колледжа в очередной раз поинтересовался у педагога: – Так на какой же возраст оно рассчитано? – Мне 32, – ответила она, – и я в полном восторге, не могла оторваться.

В работе над представлением нам помогают и зрители, присылающие свои мнения. «Надпись на кастрюле «ровно» из правых секторов зрительного зала читается так, что вызывает нежелательные коннотации». О таком и писать то стыдно, не то, что подумать. А предусмотреть – надо. Спасибо за обратную связь.

Однажды к нам в гости приехала группа взрослых парней из колледжа. Начать надо было как-то по-особенному. Экспромтом устроили соревнование по жиму пудовой гири. Пять богатырей проиграли стакану горячего чая.

– Кто читал «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна?.. – Может быть, смотрели фильм?.. – Или слышали про подводную лодку Наутилус?.. – А про капитана Немо?.. Из двадцати человек одна поднятая рука. А в зале сидят девятнадцатилетние ребятишки. На другом представлении – прогресс – нашёлся зритель, который заявил: «У меня есть знакомый, который читал эту книгу».

Временно потребовалось заменить вышедший из строя опыт. А почему бы не… – Что находится внутри закрытой ёмкости, столь странного поведения? – вопрошает Ведущий. – Конечно же, вода! – вопреки логике отвечают зрители, находящиеся под «гипнозом» водной феерии. – Для вас, друзья, мы сделали исключение…

Чтобы сказать зрителям «до свидания» нам требуется вода для цилиндрической линзы…

Несмотря на первоначальные намерения, пришли к двухчасовой константе продолжительности представления.

К двадцать пятому показу сократили название с первоначального «Когда имеешь дело с водой, посоветуйся с…», вы сами поймёте насколько, если энное количество раз произнесёте его. Обстоятельства подталкивают оптимизировать и улучшать.

– Как зрители? – интересуюсь я у коллеги после показа представления. – Когда мы лопнули воздушный шарик, участник эксперимента проявил инициативу – подобрал с пола все ошмётки. И такая «мелочь» для нас весьма показательна.

Опыт с теннисным шариком на бутылке превратился в новые приключения колобка.

Из-под перевёрнутого стакана убирается листок бумаги, который до этого способствовал удержанию внутри него воды. Жидкость при этом не выливается! Видно недаром Ведущий раскручивал ложкой содержимое, усиливая его гироскопические свойства. – Но этого не может быть! – Конечно, не может. Но фокус в азарте показан, и теперь Ведущий не знает, как выйти из созданной ситуации. Что важнее: раскрыть обман или сохранить удивление с желанием докопаться до истины?

Увлёкся рассуждениями: – На некоторый мысленно выделенный внутри объём воды действуют две противоположно направленные силы – сила притяжения к Земле и выталкивающая сила. Согласно закону Архимеда эти силы равны по величине. Поэтому рассматриваемый объём пребывает в равновесии, т.е. не всплывает и не тонет. Зрители согласно кивают. – Можно сказать, что вода в воде ничего не весит. Но тут, неожиданно приходит «глупая» мысль: – Как может давить на расположенные ниже слои и, в конечном счёте, на дно сосуда то, что само не имеет веса?! И я в восхищении зависаю.

Ради присказки в сценарии «Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась», пришлось искать в охотничьих магазинах манок на утку.

Перлы Ведущего: – Зададим три параметра: объёмище, объём и объёмчик; – «Двадцать тысяч лье под водой» – очень глубокая книга Жюля Верна; – Я наполню ванну... // Разведу пуд соли... // Плюхнусь в эту воду... // Вот и я на море!

«Ни с кем ни советуйся», а надо было. Тогда бы наша «опечатка» не пережила тридцати презентаций.

Булавкой, перпендикулярно воткнутой в конец карандаша, несильно стукаем о край стола. Раздаётся отчётливый звук капающей воды. В школьные годы («вчера») этой капелью мы выводили из себя учителей, срывая уроки, а сегодня она помогает нашим зрителям думать.

«Мензурище» на самом деле оказалось «Цилиндрищем» измерительным (см. ГОСТ 1770-74 – посуда мерная лабораторная стеклянная). Спасибо за поправку учителю химии – зрителю 34-го показа.

Провёл показ для немецких студентов. Спасибо переводчику – помогал, как мог. Эта встреча заставила прочувствовать всю важность словесной игры в нашем деле. Без неё действо превратилось бы в банальную демонстрацию опытов…

Всякий раз пытаюсь понять (прочитать) поведение отдельных зрителей. Вот смотрит представление завкафедры физики педагогического вуза… Уверен (и принимаю за аксиому), что секрета показанного фокуса (единственного в представлении), она не знает. Нелогичное чудо должно взорвать сознание специалиста подобного уровня, но революции не происходит. Даже вопроса не возникает. Не понимаю, почему… Мучаюсь.

Говоря про газ пониженного давления, зрители часто путают прилагательные «разреженный» и «разряженный». Одно связано с концентрацией частиц, а другое с электрическим разрядом.

Уж очень достал меня мальчик, не подумавши, говорящий всё, что ему придёт в голову. Взвешиваю «яблоко раздора» и незаметно надавливаю на чашу весов. – Эх, – разочарованно вздыхает большая часть присутствующих. А мой герой красуется: «Я же говорил!» Выдерживаю паузу и убираю руку. Стрелка медленно перемещается к истинному значению и раздаётся смех, знаменующий торжество справедливости!

Пишет преподаватель: «Опыт с гироскопическими свойствами воды у меня не получился, вращающаяся в стакане вода всякий раз из него выливалась». Так и должно быть, ведь, как мы и анонсировали, это «фокус чистой воды». Замечательно то, что его хочется повторить. Разгадка откроется тем, кто на этом не остановится.

Не говорить ответ, а подсказывать решение! В «Туристской хитрости» для этого потребовалась телеграмма от Аристотеля – «natura abhorret vacuum». Латынь – телеграфная издержка, но по первому и последнему слову можно понять смысл. И это срабатывает!

Сильный приём – делать героями задач своих зрителей. – Вы в водолазном снаряжении бродите по морскому дну, – опускает Ведущий на дно аквариума вашу фигурку, – а над вами медленно проплывает многотонный корабль. Чувствуете дополнительную тяжесть?..

Куриное яйцо в аквариуме с водой тонет, а в фигурном бокале плавает. Неужели, сила Архимеда зависит от формы сосуда? И ведь попадается народ на эту незамысловатую уловку.

Прежде чем «солить» воду воздушными пузырьками и свинцовой дробью, мы выясняли, отчего одно куриное яйцо на фотографии изображено всплывшим в воде, а другое утонувшим. В конце концов, мы отказались от картинки и принялись рассматривать содержимое двух банок. Подготовка усложнилась, зато появилась возможность проверить гипотезу – окунуть палец в жидкость и коснуться им языка.

Награждаю восьмиклассника бумажной медалью за путешествие с ТЗН «вокруг света и под водой», но он её тут же стыдливо снимает и прячет. Может быть, не проникся духом представления или такой стеснительный? Нет, это я – Ведущий, сделал неправильный выбор.

«Яблоко раздора» не приводит нас к троянской войне, хотя Ведущий и подбрасывает на стол присутствующим каверзный вопрос. Сначала, в духе аристотелевской физики, мы пытаемся ораторствовать логично и стройно (Демосфен, помоги!), а затем – в традициях галилеевской физики ставим эксперимент. Благо исторический артефакт под рукой – плавает в компоте и чаше, стоящей на весах. Наша история заканчивается открытием закона Архимеда.

Сыпем свинцовую дробь в воду и поплавок, утонувший ранее, всплывает. А что, если таким способом поднимать на поверхность затонувшие в море корабли с сокровищами? – фантазируем мы. Дробь не жалко. И сбудутся мечты средневековых алхимиков о превращении свинца в золото…

«Почему куриное яйцо утонуло в воде?» «Много воды!» Отлили. Не всплыло! «А как проверить гипотезу солёной воды для яйца всплывшего?» «Пальчиком и на язык!»

Для одной из загадок мы используем шарик с гелием, но номинально, не для полётов. Согласитесь, что расточительно было бы приобретать для этого шарики с дорогим газом. Вот и электризуем воздушные, «подвешивая» их под потолок.

Вращаю модель яйца на столе: – Какое оно? – Варёное, – уверенно отвечают знатоки. – А на самом деле – деревянное! – подтверждаю я очевидность, – но физика явления одна и та же.

– Все отключили свои мобильные телефоны? – спрашивает у гостей Ведущий. – Все! Но тут в храме науки раздаётся звонок... – Телефон – это дьявольское изобретение, – забирает он аппарат, – сейчас я вам это докажу. Открывается крышка трёхлитровой банки с надписью «святая вода» и «бульк» – мобильник оказывается на дне. Круто!.. Розыгрыш срабатывает, действо продолжается.

Продолжительность семидесятого показа вылилась в 180 минут.

Один зритель-начинающий физик заявил: «Корабли плавают благодаря Архимеду, а тонут они из-за Ньютона!»