«ОШИБОЧКИ»

1 = 1
4:4 = 5:5
4x(1:1) = 5x(1:1)
4 = 5 или 2x2 = 5
Красиво! Правда?

Я часто обманываю детей. Работа такая. Как заметил один мой коллега, пытавшийся меня устыдить, «бессовестно вру». Но цель в данном случае оправдывает средства.

Однажды, давным-давно, в конце марта, я прочитал в выпускном классе лекцию. Псевдонаучную чепуху.
– Что такое «чёрная дыра»?
– Если не вдаваться в подробности четырёхмерного пространства, это отверстие. Притом чёрное.

Я вдался. Разбавил это содержание формулами, законами, чертежами. Получилось нечто, классифицируемое мною как информация из незаслуживающего доверия источника – «Одна Бабушка Сказала». Сокращённо «ОБС». Сказал-то, конечно, я, но поверят ли?

Мне было интересно узнать, на каком этапе кто-либо из здравомыслящих усомнится: «Да, что вы говорите? Возможно, ли такое?». Или в тон учителю заявит: «С точки зрения материалистической диалектики мы не можем не согласиться с тенденциями парадоксальных иллюзий, но с точки зрения материального абсолютизма ваши слова являются высшей степенью мистификационного абсурда».

Не дождался. «Бабушка» сказала, а детишки, старательно записав её истины, отправились на следующий урок.

Я взялся за голову обеими руками. Где оно, критическое мышление? Каждый ученик точно сосуд. Звонок.
– Открыли крышечки! – авторитетно командует учитель.

Буль – буль – буль. Залита информационная порция.
– Закрыли крышечки!

Звонок. И новый урок.
– Открыли…

Такая вот печальная аналогия возникла.

На следующий день, первого апреля, прервав бойкие ответы учащихся по пройденному материалу, я рассказал жертвам эксперимента о своей неудавшейся шутке.
– Первого апреля – никому не верю, – изрёк кто-то, – попались!
– Весь апрель – никому не верь! – предостерегли.

Та лекция послужила уроком. Пытался потом создать вакцину против «ОБС». Надёжную и непременно долгоживущую.

Сколько лет прошло…

Частенько в классе поднимается рука:
– Ошибочка на доске!

И я радуюсь. Кто находит три, специально допущенные учителем неточности, получает «отлично». Практично. Даже истинные ошибки не страшны. А вечные двигатели, газетные сенсации, собственные «гениальные открытия» и прочие парадоксы – как без них?

Как-то в одном классе прочитали с ребятами статью об омагниченной («живой») воде – эликсире жизненных сил.
– Из какой газеты, журнала информация?
– Автор кто?
– Есть ли ссылки на другие источники?
– Схема и описание прибора прилагается? – полился бальзам на душу.

Согласитесь, что это хорошее начало для дальнейшего обсуждения.

А на днях, рядом с моим домом упал метеорит. Удивительный экземпляр. Пришлось над ним потрудиться. Потребовался кусок пемзы, два магнита, паяльная лампа и прочие мелочи. Мои семиклассники быстро разнесли весть по всей школе. И теперь к кабинету физики стекается посмотреть на сенсацию любопытный народ.

За стеклом перевёрнутого кверху дном аквариума загадочно чернеет оплавленный и закопчённый небесный камень. По бокам от него магнитные стрелки. Уставились своими северными концами на странного космического гостя. И поставленный рядом электроскоп возбуждение выдаёт, сигнализирует отклонённой стрелкой.

А вокруг – напряжение. Охи, ахи и сомнения:
– Такую ценность надо в сейфе хранить, – поучает завхоз.
– Тем более что она, может быть, и излучает, – опасается завуч.
– От моей находки, – отвечаю, – только полезное воздействие ожидается. Никак его нельзя от всех прятать.

И пользуясь, случаем отсутствия посторонних глаз, подзаряжаю электроскоп.
– А как будет развенчан этот миф? – интересуется коллега – физик.
– Не все поверили в «ОБС» и предложили уже несколько способов проверки. Даже комиссию создали экспертную. За ней – решение. А вы, не хотите ли свой вариант предложить? Или с «ОБС» согласны?

27.12.98