НАУКА ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Чтобы переварить знания, надо
поглощать их с аппетитом.
А. Франс.
Я сижу за третьей партой у окна. Стратегически выгодное место: довольно близко к доске, но не на столько, чтобы учитель мимоходом разглядывал записи в тетради, сверяя по мне темп диктовки. Довольно далеко, но не настолько, чтобы мысли учителя, затухающие обратно пропорционально расстоянию, дошли до меня в усечённом виде. Огромная выгода моего местоположения – это окно, которое может дать большой объем информации, если её не хватает по каким либо причинам.
Идёт седьмой урок по расписанию. Урок физики. Мне нравится и учитель и предмет. Но это СЕДЬМОЙ урок, вы понимаете меня?
Внимание пульсирует. Оно колеблется между третьим законом Ньютона и десятком других проблем. Учитель это видит и старается прекратить этот колебательный процесс. По его словам, изучаемый закон один из самых интересных и весёлых.
– Рассмотрим его повнимательней, – призывает он.
Без особой весёлости я читаю в тетради: при взаимодействии двух тел возникают силы, лежащие на одной прямой, равные по модулю, но противоположные по направлению.
Ничего не скажешь, занимательно! Но он нас всё-таки убеждает в обратном. И весь класс ломает голову над тем, что сильнее притягивается: гвоздь к магниту или магнит к гвоздю; человек к Земле или Земля к нему.
– Навались!
И в мысленном эксперименте мы дружно растягиваем верёвку с пределом прочности в 1кН, прикладывая к каждому из концов усилия по 800Н. При этом, выясняя: полетим мы кувырком или нет.
– Но-о, залётные! Несётся тройка...
А мы пытаемся понять, почему сани едут за лошадьми, а не наоборот. Или ошибочен закон? Ведь сила, с которой лошадки тянут их, равна по величине силе, с которой сани тянут животных назад.
– Вас можно ударить в научных целях? – спрашивает учитель у силача нашего класса Степана.
– Это можно, – разрешает тот, – наука, говорят, требует жертв.
Учитель производит взаимодействие своей ладони с плечом добровольца и заявляет, что тому не следует обижаться:
– По третьему закону Ньютона мы с вами находимся в равном положении. Можно сказать, что это вы меня ударили...
Ведь время взаимодействия одинаково, а силы «кулак – плечо» и «плечо – кулак», равны.
– Я? – удивляется тугодум Стёпа, – я только разрешил...
В поисках противоречия мы обращаемся ко второму закону Ньютона, должно же быть физическое объяснение тому, что в драке обычно имеются победители и побеждённые.
Маятник нашего внимания уже не колеблется, он умело, притянут в одну сторону.
Мы сомневаемся, размышляем, смеёмся и радуемся, а затем ищем выходы из новых тупиков. Учитель, точно дирижёр, взмахивает палочкой.
– От него можно ожидать всего, – думаю я, в тот самый момент, когда он сообщает:
– Внимание! У меня возникла идея.
Секунд двадцать он о чём-то думает, а потом заявляет, что мы невнимательно его слушаем и поэтому сейчас будем обмануты на простейших рассуждениях.
– Попробуйте, – самоуверенно думаю я.
– Итак, я начинаю обманывать, – говорит он, – мы с вами сегодня узнали, что при взаимодействии силы возникают попарно. Одна сила не может возникнуть без другой. Вот, например, Василий – он сидит на стуле, то есть взаимодействует с ним. Какие силы при этом возникают?
Мой сосед Вася называет одну из них:
– Сила упругости стула.
– А вторая?
Выясняем, что это вес Василия.
Учитель достаёт рычажные весы и уравновешивает на одной из чаш стакан с водой и гирьки на другой.
– Если я погружу палец в воду, и не буду касаться им стенок и дна сосуда, то на него будет действовать архимедова сила. Так? – хитро спрашивает он.
Хоть это и очевидно, мы не спешим поддакивать ему. Сколько раз он нас вот так обманывал...
Касайся или не касайся пальцем, а выталкивающая сила – реальность. Пока все согласны. Но чувствуем, что вокруг нас плетётся паутина обмана.
Начинается мыслительный процесс. Никто не хочет быть обманутым, все сопротивляются этому в меру своих способностей. Кто-то предлагает сразу проверить теорию опытом.
Бoльшая часть класса не желает верить в логику учителя, хоть на первый взгляд она и логична. Меньшая часть, и я в том числе, соглашаемся с ним. Но слова учителя, что он всё-таки завоевал себе сторонников, изменяют моё решение. Во мне силён дух противоречия. Мы голосуем кто «за», кто «против».
|
Но тут тень сомнения пробегает по его лицу:
– А сколько человек собирается спорить? Пятнадцать... Да это же 150 задач! И, думаю, не самых простых…
И такую гамму чувств выражают мимические мышцы его лица, что ещё трое ребят вызываются внести свою лепту.
– Пусть нас рассудит эксперимент, – заявляет он.
Все тесным кольцом окружают место разрешения спора. Посмотрел бы кто-нибудь со стороны... Но таковых нет. Тишина, которая взорвётся криком радости или...
Со словами: – Ньютон со мной! – он погружает указательный палец в воду. Никто не дышит. Инертные весы раздумывают сотни миллисекунд и приходят в движение...
– Ох!!!
За окном светит солнышко, идёт восьмой урок. Я и ещё семнадцать спорщиков переписываем задачи механики. Дело чести.
20.11.93