ДОРОГА

Серое утро. Иду сквозь паутину дождя. Ветер играет холодными каплями, сорванными листьями и зонтами прохожих. Красота физическая на каждом шагу рождает вопросы занимательные.
– Интересно от чего зависят размеры капель?..

Я раскрываю перед собой ладонь руки, ловлю их и пытаюсь разгадать секрет. Мой путь петляет меж домов. Я разглядываю желто-красные заплатки, прилипшие к асфальту. Дворнику придётся изрядно потрудиться, борясь с силами межмолекулярного взаимодействия. Перехожу шоссе. Оставляю позади себя остановку, на которой ожидающие начинают дружно складывать зонтики. Тормозит автобус. Не зависит его тормозной путь от массы, от количества пассажиров. Только коэффициентом трения да скоростью начальной определяется...

Тикают мои внутренние часы, чётко фиксируют, что не выбиваюсь из графика движения.

Как-то раз я всё же изменил своей привычке. Торопился, что ли? Ожидание превратилось в периодический процесс. Вперёд десять шагов, назад, взгляд на часы... В голове, с возрастающей амплитудой, резонирует вопрос о транспорте, все остальные мысли заглушая. Пришел автобус, забитый пассажирами и отрицательными эмоциями. В качестве катализатора – сила инерции. Не опоздал я, но чувство такое, будто с утра зарядку не сделал. Весь день кувырком! Убедился я, что быстрый способ перемещения не для меня. Мне дорога нужна. Никакой суеты, толкотни, того, что отвлекает. Настрой необходим. Общение с самим собой. Ведь потом времени на это у меня не будет. Я на дороге к месту старта. К звонку на урок. К физическому фейерверку. Последние штрихи представления дорабатываются именно сейчас.

Тема урока – закон Паскаля. – Вы знаете, какой сейчас век?.. – Конечно! – Ошибаетесь, семнадцатый! И перед вами стоит не ваш учитель, а французский ученый Блез Паскаль. Предлагаю вам, коллеги, провести совместно ряд опытов, подтверждающих существование атмосферного давления и исследовать одно удивительное свойство жидкостей и газов...

Потом будет конкурс выдувания мыльных пузырей. У кого больше. И, быть может, троечник Фёдор получит пятёрку. Его самый большой пузырь непременно лопнет, но память об успехе – останется.

Швыряет ветер капли дождя. Хлюпает вода в правом ботинке, но мысли мои не о том. Топаю по лужам и размышляю:
Подготовить, создать и развить успех, пусть даже самый малый, одна из моих задач. В текущих оценках двоек может не быть вовсе. Ставить пятерки за всё, чему сопутствует мысль, будь то фраза или действие. Заботиться о том, чтобы каждый ученик включил мой предмет в число своих любимых. И только так!

В дипломате лежит детский воздушный шарик. Надуем его и убедимся, что он не круглый. – Что скажете, ученики мои, прав ли Паскаль в этом случае?

Интересно, кто первый из них сообразит, в чём тут дело. Гоша? Юра? Алексей?.. А потом надо будет обсудить вопрос: может ли мыльный пузырь иметь не шарообразную форму?

Я выхожу на финишную прямую. – А что, если предложить классу тему домашнего сочинения: «Рождение, жизнь и смерть мыльного пузыря», – приходит мысль в тот самый момент, когда левый полусухой ботинок перестает быть таковым.

Огромная лужа простирается у самого входа в здание школы. Не подойти к крыльцу. За забором канава, да бордюр мешает стоку. Вот и чудесно. Прекрасный дидактический материл. Есть всё необходимое для демонстрации принципа действия сифона и доказательства наличия атмосферного давления. Возьмем с ребятами шланг... Но не понизу его проложим, а эффектно через забор...

Поредела паутина дождя. Небо стало заметно светлее. Я у цели. Что для меня дорога? Наверное, тоже, что для актёра театра, мгновения настроя перед открытием занавеса. Вот-вот прозвенит звонок и начнётся действо. Фейерверк! Не будет, правда, в конце цветов, рукоплесканий и криков «бис». Лишь собственное удовлетворение или разочарование. Я сделал всё, что только мог. И вновь дорога. Дорога в завтрашний день.

01.10.95