Школьный экспериментальный театр

Руководитель – Соросовский учитель физики и астрономии С.Н.Кириллов, ГОУ ЦО № 1830 СВАО, г. Москва

Прелюдия. Так уже получилось, что как раз в День физики создателю и бессменному руководителю театра С.Н.Кириллову исполнилось 40 лет, с чем его от души мы и поздравили с вручением подарков от редакции газеты.

Фрагмент 1. Наследие Архимеда

– Чудо заказывали? – торжественно вопросила «официантка» (учитель физики ЦО № 1830 Ольга Александровна Мантрова), внося бутылку (с джинном).

– Чудо? Заказывали! – откликнулся хорошо поставленным учительским голосом С.Н.Кириллов и, получив бутылку, зачитал представленный на ней список ТТД (тактико-технических данных джинна малой разрушительной силы): «Состояние газообразное, капризное». – Ну, это ещё можно как-то предсказать! – «Мощность – малая, 10–2 л.с.». – Понятно! – «Особенности: может ответить на один любой вопрос!» – Вы только подумайте, как всё просто и понятно, но какая оригинальная форма подачи материала! – «Предупреждение: без нужды не беспокоить!» – Предлагаю побеспокоить и задать вопрос! Кстати, у меня есть интересный вопрос: что такое чудо?

– Беспокоим! – и эффектно выпущенный джинн (опасная для жизни смесь марганцовки с более чем 20%-ной концентрацией перекиси водорода. В аптеке не продаётся! Достать можно только «по блату» на химзаводе!) растаял в воздухе с магическими словами (магнитофонная запись): «Чудо – не есть чудо! Чудо – есть совокупность элементарных физических явлений, воздействующих на непросвещённые умы отдельных индивидуумов!»

И чудеса начались. Внезапно появившийся Архимед (Юрий Андреевич Гайдук, учитель физики Ильинской средней школы Красногорского района Московской области) станцевал сиртаки и поделился легендой о своей чудовищной силе: даже по пояс в воде он может поднять одной левой груз массой 1000 кг (но только до пояса, дальше поднимать отказывается!). Феноменальные способности Архимеда – правда или росcказни?!

Архимед исчез. А сотрудник НИИ научного мировоззрения задал элементарный, «детский», вопрос: «Что тяжелее – килограмм пуха или килограмм железа?» Зрителям было предложено голосовать, как в древности, «камешками» (пластмассовыми контейнерами от «киндер-сюрпризов»), опуская их соответственно своему варианту ответа (пух, железо, веса равны) в одну из корзин трёхплечих весов (обрезанные пластиковые бутыли на 5 л с изображением железной гири, пёрышка или знака равенства). «Камешки» официантка разнесла по залу. Мнения разделились. Умные физики стали уточнять:

– А в какой среде находятся пух и железо?

– А сжаты ли они до одинакового объёма?

– А...

Но хитрый сотрудник только улыбался – мол, для статистики нужно без уточнений получить ответ. Результат голосования оказался неожиданным для данной аудитории, но и предсказуемым: перевесила чаша, на которой стоял символ равенства. Вызванные на сцену «представители», называя веский аргумент в пользу своего решения, могли переложить по одному «голосу» из других корзин в свою корзину. Но самым доказательным аргументом, конечно, является опыт. На демонстрационных весах были уравновешены железная гиря и пластиковая бутылка с краном от трубки Ньютона и резиновым шариком. По словам экспериментатора, воздух в бутылке был сжат до 2 атм с помощью автомобильного насоса.

– Я сейчас открою кран. Кто поймёт, какой ответ на вопрос был верным, пусть кричит «Эврика!», как известная нам личность.

Послышалось шипение, шар стал раздуваться... Крики «Эврика!» раздавались со всех сторон. Итак, перевесило железо, ведь на бутылку c шариком действует большая архимедова сила. Самый весомый аргумент (утяжелённый контейнер) был опущен в корзину с символом железной гири, и весы показали верный ответ: килограмм железа тяжелее килограмма пуха в данных условиях.

В сообща написанном послании физики выразили признательность Архимеду и заверили в том, что сомнения по поводу его замечательной силы не возникают.

Фрагмент 2. Загадка Кощея

Чудеса продолжались. Появившийся Кощей Бессмертный (опять же Ю.А.Гайдук) возложил свою корону на одного из зрителей, пообещав ему скорую смерть, и вынудил царских сыновей отправиться за молодильными яблоками. Требовалось решить загадку чёрного ящика, на внешней панели которого было три рубильника, а внутри – три лампы разного цвета: определить, что чему соответствует. Рубильниками можно щёлкать сколько хочешь, а вот заглянуть в ящик разрешалось только один раз. Только младший (любимый) сын справился с заданием: 1) включил один рубильник и подождал минут пять («Поспешишь – физиков насмешишь»); 2) выключил и щёлкнул вторым; 3) быстро подбежал к ящику и пощупал лампы, которые не горят (та, что горячая, только что горела).

Радости спасённого царя не было предела.

Фрагмент № 3. Воздушные шарики

Неугомонные сотрудники НИИ уже затеяли исследование воздушных шариков: как много контейнеров от «киндер-сюрпризов» в тарелке сможет удержать шарик, положенный на гвозди? Шарик на десяти гвоздях поднял груз в 28 контейнеров (весь зал считал хором), а тот, что на четырёх, лопнул при нагрузке в 8 контейнеров...

Не успели мы оплакать лопнувшие шарики, как в гости явился йог. Сотрудники его тут же протестировали (не самозванец ли) с помощью дежурного чемодана с гвоздями (способ изготовления: просверлить отверстия диаметром чуть меньше диаметра гвоздя с периодом 1 см и плотно посадить в них гвозди). Йог с удовольствием на них посидел, а затем предоставил эту чудесную возможность всем желающим. Выстроилась целая очередь. Не испугалась сесть на гвозди и шестилетняя Татьяна Савина, а потом переживала: в садике не поверят! (Мы обещали ребёнку выслать фотографию в качестве доказательства.)

Н.Ю.Милюкова,
строительный колледж № 12, МИОО

   

  

   

    

Фото С.Я.Ковалёвой, Е.А.Ольховской