Путевые заметки

По этим заметкам можно отслеживать судьбу представления: благодаря некоторым из описанных моментов, что-то в нём менялось, будоражило наши мысли, будило фантазию. Что-то вызывало улыбку, а что-то грусть. Для нас, создателей, эти записи, как вехи на пройденном пути. Частенько мысли не поспевали за событиями, так что линия судьбы представления весьма запутана и пунктирна.

Мы сначала засомневались, стоит ли выкладывать эти записи на сайт, ведь первоначально они предполагались для внутреннего пользования. Можно ли правильно понять и оценить написанное, не зная «кухни ТЗН»? А потом вспомнили фразу Л.Н. Толстого: «А не то дорого знать, что земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого». И подумали, что найдутся такие люди, которым интересен не только результат нашей деятельности. Вот для таких и предназначены «путевые заметки», приоткрывающие занавес над творческим процессом создания представлений.

Однажды (лет 20 назад) мне в руки попала статья из журнала «Наука и жизнь», в которой с точки зрения физики объяснялись некоторые трюки. Один, с забиванием гвоздя незащищённой ладонью руки в доску, попробовал тогда повторить - получилось. Тогда я увлекался всем физическим: жонглированием гирь и изучением физики. Потом был школьный самодеятельный цирк и около 30 его выступлений. А сейчас есть научное представление «Сила есть, ума не надо!?…» - последняя (?) стадия эволюции.

Перед первым выходом на сцену Атлет ужасно комплексовал по поводу своего костюма – «нижнего белья», хоть и спортивного. Загодя представлял ухмылочки и улыбочки современных школьников. В самый последний момент придумывания сценария нашлось решение - Атлет в униформе должен не просто появиться, а в самом начале выступить с жонглированием гири. Это «очень серьёзная вещь» должна вызвать уважение, попробуй после неё похохми. И зазвучала «Богатырская»… Расчёт оправдался. Получилось очень хорошее начало. Кстати, для нас «богатырское начало» - показательный тест. Если зрители в самом начале начинают аплодировать, значит, настроены на восприятие.

Но, как показал анализ фотографий с первого представления, костюм Атлета надо всё же переделывать, шить на заказ. Сказано - сделано. Но после этого захотелось увеличить ширину полос. Аппетит приходит во время еды.

Пожалуй, первый раз у нас в представлении используется такой контрастный симбиоз: цирковой трюк и его научное объяснение (не на «пальцах», а в формулах). Некоторые зрители (показ в летнем лагере) от такого «контрастного душа» были в начале в шоке. – «Опять эта физика!», - Демонстративно сползали со стульев девочки, - «В школе надоела». Но мы же их не на дискотеку приглашали. Мы стремились показать, что благодаря именно этой «физике» и работает трюк, а Атлет и Йог остаются целыми и невредимыми. Например, в «Чёртовой кузнице» законы сохранения сохраняют жизнь атлету и зрителю с кирпичами на голове. И это получилось. Думаю, что в этом «изюминка» данного представления.

Выйдя на сцену для участия в демонстрации, один зритель запутался в «измерении избыточного давления», «прогулке слона под водой» и «дыхании через трубку». А может быть, это мы так «хорошо» ему объясняли. В результате, вместо того, чтобы пускать через эту трубку пузыри (сделать выдох), он наполнил свой рот водой. Необходимо обращать внимание на чёткость и лаконичность заданий и вопросов (да и объяснений).

После показа премьеры в МГУ на Фестивале Науки Соколов Н.Н. «поставил нам железную пятёрку», Кулага И.Е. из Политехнического заявил, что «с таким представлением нужно гастролировать по стране», организаторы и охрана подтвердили, что наши «выступления были украшениями праздника», а Самоненко Ю.А. отметил, что мы «вышли на новый, более высокий уровень».

Продумывая демонстрацию опыта с разбиванием бутыли рукой, долго мучались, с водой внутри сосуда. Никак её наличие не согласовывалась с заданием «пользуясь только возможностями своего организма…» Но круг всё-таки замкнулся, пришло решение: вода в нашей интерпретации - это слёзы тех, кто не смог справиться с заданием. А слёзы - это «возможности организма».

Проектируя опыт с разбиванием бутылки, мы умилялись придуманной нами модели с «оттягиванием воды» и с «шариком, ударяющимся о дно». Но сможем ли мы эту красоту донести до зрителя?.. Душа пела, когда в одном из отзывов мы прочитали о тех же чувствах. Зритель оценил красоту эффекта. Он, как и мы, наслаждался звуками, возникающими при ударе «водяного шарика» о дно и результатами формулы p = ρcV.

Весь день раз за разом мысленно возвращаюсь к находке. Один товарищ разыскал фрагмент записи с канала «Дискавери». А там - знакомое разбивание бутылки, снятое с использованием высокоскоростной съёмки. Теория, о которой мы рассказываем на представлении, предстала пред нами воочию. При ударе у дна образуются «вакуумные пузырьки». Сначала они растут, а затем схлопываются, вызывая гидродинамический удар. Дух захватывает от красоты и восторга. Сразу захотелось поделиться этим богатством с нашими будущими зрителями. А ещё мы покажем им то, что произойдёт при замене «слёз» газированной водой.

- Какой из шариков при одинаковых ударах отклонится на больший угол: тяжёлый или лёгкий? - спросили мы, но как не добивались правильного ответа не получили. И это после того, как мы разобрали теорию «Чёртовой кузницы», разбили кирпичи на зрительской голове, а в школе ребята проходили II закон Ньютона. Да и богатый жизненный опыт им ничего не подсказал…

Под конец мы подводим со зрителями итог: «знание – сила». И только на седьмом представлении явилась замечательная аналогия: в физике одним из основных понятий является термин «сила», знанию без силы никак не обойтись.

После первых представлений мы задумались над следующей проблемой: возможно, многие опасные опыты («Железный пресс», «Лечь на стёкла», «Разбивание кирпичей на голове», «Разбивание бутылки рукой») кажутся зрителям простыми и заманчивыми для повторения. Не станут ли они проделывать их самостоятельно? Это может закончиться травмой. Как быть? Совместно с «Командой поддержки ТЗН» перебрали множество вариантов и остановились на лаконичной и серьёзной предупреждающей надписи. Похоже, проблема решена…

Один мальчик предложил способ подуть на «упрямый» киндер: подуть снизу. И не успели мы глазом моргнуть, как он лёг на спину под лавку, и оттуда стал дуть. Безуспешно.

После «Чёртовой кузницы» на сцену приглашается девушка, не подозревающая, что на её голове будут разбивать кирпичи. Знала бы, скорее всего не вышла. На седьмом представлении Атлет «пошутил»: «Если вы поняли законы сохранения, то бояться не стоит, они сработают и на этот раз!». Девушка изменилась в лице и стала объяснять, что она литератор. И тут нашёлся Йог: «Вся прелесть научных законов заключается в том, что они одинаково действуют и на тех, кто их знает и на тех, кто с ними не знаком!»

Нож, падающий на живот йога, получил новое зрительское объяснение - накладной силиконовый пресс.

В «Чайном Богатыре» при расчёте энергии, выделяемой стаканом кипятка, получается число - 67200Дж. Для его чувственного восприятия мы за кулисами взрывали петарду, мол, эта энергия эквивалентна 20 подобным выстрелам из винтовки. При этом периодически сталкивались с проблемой: неожиданный и громкий звук пугал и сбивал зрителей. Мозговым штурмом решили проблему. И на 9-ом представлении, печатая шаг, с ружьём в руках и в шумозащитных наушниках появился Йог. Он произвёл зрелищный и ожидаемый выстрел. Одну проблему решили, возникла другая: во время подготовки к выстрелу рука Атлета дрогнула и горящая петарда упала на пол. Он успел таки её поднять и засунуть в дуло, но это был явный риск. Этот случай подтолкнул нас к «автоматизации» этого процесса.

Половинки разбитого на голове кирпича мы отдаём в руки зрителей. Они их крутят, вертят, удивляются. Такая вот полезная мелочь.

Атлет, проверяя остроту ножей, уронил их так, что два из трёх воткнулись не в брусок, а в паркет. Атлет тут же нашёлся: «Острые, втыкаются во что угодно!».

После 9-го показа зрители ринулись на сцену: поднимать гирю, измерять избыточное давление, садится на гвозди и лежать на стёклах. И это косвенный показатель…

За 5 минут до начала 10-го представления (для лучшего настроя на научное шоу) показали на экране ролик «Переезд машины через человека». Идея сработала.

На начало 12 представления в зале собралось 15 человек вместо ожидаемых 150. Вот так перед пустым залом и играли. Играли с воодушевлением. И было это на одном из представлений в Чебоксарах, на наших первых гастролях…

Каждый раз - проблемы с надуванием шариков. Не у всех получается, многие стесняются. На поиск и вызов зрителя на сцену тратится драгоценное время. И только на 13-ом представлении этой проблемы не существовало. В чём секрет? Просто мы показывали «Силу» в суворовском училище!

Огонёк петарды исчез в дуле ружья. Ждёт Йог, стоя на одном колене с ружьём под 45°, считает миллисекунды Атлет, заворожено наблюдают зрители… Выстрела нет. Ждём… Становится ясно, что зря. - Что делать? - мысленно спрашивают друг друга Ведущие. - Вы где такую продукцию купили? - второй раз за представление повторяет вопрос Атлет. - В киоске напротив. Там же, где нелопающиеся шарики! - повторяется и Йог. Тотальное невезение (или недосмотр?).

Показ «Силы» на Фестивале Науки в МГУ. Объявился мальчик-комета, лет восьми. Он появлялся на сцене всякий раз, когда из лопнувшего воздушного шарика выпадала бумажка с названием предстоящего эксперимента-аргумента. Мальчик хватал нашу шпаргалку и убегал в зал, чтобы прочитать её там по слогам.

«Тяжёлое представление» - всякий раз приговариваем мы, когда переносим 100-киллограмовую наковальню из машины в какой-нибудь зрительный зал на пятом этаже.

На заднике сцены можно усмотреть две маленькие красные звёздочки. Посвящённые в тайну вспоминают, как несколько лет назад они ползали на четвереньках, раскрашивая это полотно, как к концу второго дня с уставших кисточек сорвались-таки две капли и получились кляксы. Подобные чувства связывают нас с каждым нашим прибором и предметом реквизита.

Начинается представление с парадокса: человек слабее самого себя! А парадокс рождает вопрос: зачем природа «подарила» каждому из нас проигрыш в силе? Четырнадцать представлений мы только рассказывали о «золотом правиле механики», а на пятнадцатом перешли к наглядности: тянем теперь за верёвочную мышцу модели руки, наблюдаем, осознаём и благодарим природу.

В поисках ответа на вопрос, зрители голосуют за гипотезы. Почти все – за красивозвучащую – использовать голос для создания резонанса. – А кто знает, что такое резонанс? – звучит проверочный вопрос. Оказывается, единицы!..

Убеждаемся, что наше представление имеет характер и индивидуальность. Есть в нём некоторая лихость, задор и вызов на соревнование. Оценить его в полной мере может только родственная душа. Показываем «Силу» в гуманитарной гимназии: большинство зрителей – девушки, а те, что юноши – не могут надуть шарик, чтобы он лопнул; выбрали пятерых «силачей», так они сообща подняли гирю всего лишь 12 раз… Как следствие – отсутствие резонанса. Вот вам наглядный пример к стихотворению «Тело и мысль», помещённому нами в разделе «Это интересно».

Воспоминание. Удар молота разделил на две части каменную плиту на груди Атлета. (Позже в этом эксперименте мы стали использовать наковальню). Зрители не впечатлились. Но когда один из кусков со страшным грохотом случайно упал на пол, все наконец-то осознали, ЧТО произошло.

Если за день у станка, // Затекла совсем рука, // Самый лучший способ в мире, // Помахать немного гирей… Как замечательно сказал Владимир Маяковский про начало нашего представления. (Улыбка). Исправим «недочёт»!

– Каким стилем плавают слоны? – Интересуется у зрителей Ведущий. И глядя на фотографию, все убеждаются, что «по-собачьи».

Нашлась очередная «изюминка». Для повышения значимости факта сидения зрителем на гвоздях сделали предисловие – уронили на них капустный кочан. Эффект превзошёл ожидания: снять его с «Мягкого ложа» оказалось не так-то просто, да и количество желающих участвовать в эксперименте сразу поубавилось.

– Извините, товарищ Рахметов, уважая произведение Чернышевского «Что делать», героем которого вы являетесь, всё же замечу, что спать на гвоздях с целью воспитания характера – вопрос не героизма, а технологии.

Летом пришла фантазия о введении в сценарий красивого трюка. Только представьте йога, левитирующего в позе лотоса на метровой высоте и опирающегося лишь одной рукой на посох. На первый взгляд удивительно и непостижимо. Но после его приземления, секрет становится очевидным – а-ля чудо на основе сопромата. Мечтам не дано было осуществиться. Мой друг (и йог по совместительству) во время отпуска получил тяжелейшую травму. С сентября пришлось менять планы, а представление законсервировать. Надеюсь, что временно…

Демонстрируя фокус «Раз, и слабак!», мы вставляем внутрь расположенной вертикально части трубы, палочку небольшого диаметра и прорываем ею бумагу, закрывающую нижнее отверстие. Затем повторяем опыт, но с заклинаниями и засыпанием внутрь трубы волшебного порошка NaCl. От этого исполнитель «лишается» сил и не может справиться с бумагой. Начинается поиск истины… Недавно услышал в одном шоу ошибочное объяснение: «Тонкая палочка создаёт большое давление на бумагу, а соль в трубке (за счёт большой площади – равной площади отверстия трубы) – маленькое и недостаточное для разрыва». Хорошая находка для коллекции ложных гипотез. И проверить легко – попытаться прорвать бумагу (без соли) палочкой большого диаметра!