Путевые заметки

С первого показа представление только начинает трансформацию к идеальному виду. Только во взаимодействии со зрителями можно пройти этот путь. Кажется, что придумана хорошая схема, но на практике она даёт сбой. Экспромт, возникший на представлении, оказывается настолько удачным, что входит в сюжет. А его величество случай… Представления дают пищу для размышлений: нестандартные ситуации, смешные и грустные моменты, непредвиденные случаи… Они будоражат нас, толкают к критическому анализу действительности и в какой-то мере являются движущей силой нашего творчества. Мы коллекционируем такие моменты, и эти «путевые заметки» для нас история, которая позволяет строить будущее.

Предисловие вышло немного пафосным. Но дальше – «проза жизни»:

Сценарий создавался непросто. Работали над ним всё отпускное лето. Полное погружение в тему. Просеивали фантазии и идеи сквозь сито дидактики и эксперимента. Все мысли о «Проделках». Бывало, просыпался ночью, чтобы записать мелькнувшую мысль. А как радовался своим маленьким находкам... Сюжет постоянно видоизменялся, принимая всё более красивую форму, а бестелесные идеи, благодаря усилиям, постепенно превращались в материю. Количество неизбежно превращалось в качество. Эта динамика завораживала. В сентябре мы поняли, что сотворили чудо. Работа ещё не закончилась, блок-схема не превратилась в сценарий, а я уже влюбился в «симпозиум по обсуждению феномена НЛО». Эти счастливые муки творчества…

Интересно, насколько популярным среди обычных школьных учителей, приводящих к нам своих учеников, будет это представление… Вынуждены отметить присущий некоторым из них консерватизм, ведь тема представления на прямую не входит в программу школьного курса физики. Посмотрим, что покажет наша «лакмусовая бумажка»…

Вопрос Ведущего: – Где можно использовать воздушные торы? Детские ответы: – В олимпийских кольцах; – Гасить свечи. И как же мы обрадовались, когда однажды зрители вошли с нами в резонанс и предложили дельную мысль по использованию НЛО – «расстреливать тучи», что мы затем по существу и показали.

Вопрос: – Какую форму имеет НЛО, вылетающий из воздушного пистолета? Ответ: – Форму пальцев (ударяющих по мембране).

Экспромт Ведущего: – Если вам не нравится, что в вас стреляют из воздушного пистолета, можете считать, что вам посылают воздушный поцелуй. Женщины сразу заулыбались. Но что-то в этой фразе нас коробило: вроде неплохая игра слов, но присутствует оттенок пошлости. Не сразу, но придумалось два дополнения: 1) На донышке ведёрка с отверстием изобразили красные губы; 2) Конкретизировали с помощью одного прилагательного тип поцелуя, превратив его в «воздушный научный». И сразу всё стало на свои места, шероховатость исчезла.

Однажды Пекарь попросил зрителя закрыть глаза и максимально задействовать остальные органы чувств. При этом он начал обстрел его из воздушного пистолета «снарядами», содержащими капельки пахучих духов. Удивительно, но сколько не повторяли обстрел зрителя и сколько не призывали его к обострению чувств, тот ничего не чувствовал. Оказалось, что у него насморк.

Юра привёз из Египта подарок для ТЗН – видеозапись, на которой он выпускает ртом воздушные торы со дна бассейна. Рассказал, что на отдыхе ему пришла идея повторить дельфиньи чудеса. И получилось! Не ожидал он, что его забаве сразу найдётся место в «Проделках Невидимки». Решили закончить представление своеобразным домашним заданием «Попробуй, повтори!». Есть у меня предчувствие, что желающих выполнить его будет предостаточно. При монтаже этого видеоролика мы увлеклись и соединили вместе несколько дублей. Теперь чтобы повторить экранное чудо, нужно иметь объём лёгких литров в пятнадцать.

Вопрос: – Что произойдёт, если рассечь дымовой тор саблей? Ответ: – Нижняя часть упадёт под действием силы тяжести. Ехидный комментарий Ведущего: «А верхняя, очевидно, поднимется под действием силы Архимеда?»

При голосовании за форму НЛО большинство зрителей со смехом аплодирует за «торТ». Мы ещё не поняли, радоваться этой активности или нет. Они веселятся, поддерживают обаятельного Пекаря или чувствуют, что торТ превратится в тор?

На Фестивале Науки в МГУ первый ряд был заполнен детишками, которые не давали никому насладиться красотой летящего дымового тора. Как только он появлялся, они вскакивали с мест и хватали его руками. Призывы не делать этого ни к чему не привели, настолько они были увлечены СВОЕЙ игрой.

Нашёлся оригинальный способ обращения к тому или иному зрителю (участнику симпозиума) с вопросом или за помощью. Обращение производится с помощью выстрела в лицо из воздушного пистолета. Воспринимается на ура.

Всякий раз, как я беру в руки для демонстрации «пластинчатую мишень», испытываю чувство глубокого удовлетворения. Не прибор, а произведение искусства. А особенно когда вспоминаю: как делали его несколько недель, как забраковали несколько готовых моделей и как рождалось совершенство. Но самая прелесть в том, что она замечательно работает. Остальное зрителям знать не надо, хотя наше отношение каким-то образом, несомненно, передаётся им.

День репетиций, день вывоза с установкой оборудования и реквизита и, наконец, день показа. Итог: три дня работы ТЗН, а также полезное и интересное представление зачёркиваются непрофессиональными действиями руководителей и организаторов принимающей стороны. Взять весь процесс под свой контроль нереально, а уроки толерантности неуместны…

После третьего показа мы посчитали, что в представлении необходимо усилить эксперимент, и ввели в сюжет «Скоростное надувательство» и «Огненный торнадо», увеличив тем самым его потенциал.

Однажды Учёный, поясняя идею определения формы Невидимки с помощью куска ткани, экспромтом накинул её на одного из зрителей, сидящих в первом ряду. Получилось весьма наглядно и весело. Находка вошла в сценарий.

При рассечении дымового тора мечом Пекарь нажимает кнопку на рукояти, и музыкальная игрушка издаёт «дзинь», как при ударе о металл. Мы всегда считали это весёлой шуткой, но нашёлся зритель, который поверил в «дзинь-взаимодействие».

На четвёртом показе Учёный, согласно сценарию, начал с сообщения о том, что научный руководитель проекта по изучению феномена НЛО задерживается и непонятно что делать… По реакции зала мы поняли, что эти слова восприняты весьма негативно. Оказалось, что школьники, приехавшие на Фестиваль Науки, весь день кого-то ждали: все предыдущие мероприятия начинались с опозданий и задержек. Урок нам: стоит планировать выступления вначале, пока зрители не устали от ошибок организаторов.

Пекарь за секунду надувает огромный мешок, что, несомненно, вызывает зрительское удивление. Но нам важны акценты. На пятом показе Учёный поинтересовался объёмом лёгких Пекаря, а потом «измерил трёхлитровыми банками» воздух в мешке. Получился 21 литр. Учёный уважительно посмотрел на Пекаря и все поняли, что надо искать привлечённый извне воздух.

К шестому показу симпозиум, наконец-то, по-настоящему превратился в международный. Теперь, высказывая любую гипотезу и принимая участие в эксперименте, зрители заявляют, представителями какой страны они являются. География стран приятно радует.

В мозговом штурме мы добились своего, зрителей захватил азарт сделать открытие. Пекарь вручил одному из участников симпозиума бублик за предложенную идею, и услышал его комментарий по этому поводу: «Повешу его дома на стенку, как грамоту»!

Вопрос обсуждения: от каких факторов зависит сила сопротивления? Окончание ответа: «… и, конечно же, от среды». Учёный начинает каламбурить: А в четверг, по-вашему, сила сопротивления изменится? Пекарь улыбается Учёному, «чудачества» на сцене – признак хорошего энергетического уровня аудиторной среды.

Конференция лауреатов всероссийского конкурса учителей естественников проходила в подмосковном пансионате. Показ представления закончился поздно. Уставшие и изнывающие от жары мы плюхнулись в лесное озеро. Луна, тишина, прохлада. Благодать. Подплываем к берегу, на котором вырисовываются два силуэта… Диалог в темноте:
– Извините, вы – Профессор?
– Да. А рядом плывёт Пекарь.
– Вы не покажете образование воздушных торов в воде?
– Конечно!
Учителя заходят по колено в воду, а Пекарь, набрав воздух, опускается на дно…

И всё-таки мы добились своего: частенько в зале возникают секунды «идеальной» тишины, ощутимо наполненной мыслью; звучат слова искреннего восторга. От старшеклассников не часто можно услышать: «Вот это да!» и «Ух, ты!». Срабатывает стратегия «постепенного приближения к чуду» по выверенной траектории, да и сами демонстрируемые явления завораживают. Даже нас, Ведущих. А зрители это очень хорошо чувствуют.

«Дымовой снаряд из пушки попал прямо в потолочный датчик сигнализации, – делится впечатлениями начальник творческого лагеря, – звучит пожарная тревога, школьный охранник вбегает в зал, мысли только о том, как локализовать ситуацию. А в это время, сидящий рядом коллега задумчиво у меня вопрошает: почему же воздушный снаряд круглый, ведь отверстие в пушке квадратное…». Вот она, сила искусства!

По сценарию, во время соревнований по метанию воздушного шарика, Пекаря необходимо уличить в утяжелении спортивного снаряда. К пятнадцатому показу нашёлся красивый способ: Учёный раскручивает в руках надутый воздушный шарик, и он… начинает жужжать как пчела, выдавая присутствие инородной гайки внутри.

Любопытная круговерть: знакомим школьников с воздушными вихрями в городе, названном в честь отца русской авиации, который в своё время усердно занимался их изучением.

Школьная сцена оказалось такой высокой, что всё действо было решено перенести вниз, ближе к зрителям. А воздушная пушка осталась на возвышении. И чтобы изучать снаряды, вылетающие из неё, нам пришлось многие опыты показывать, стоя на стремянке.

– Коллеги, мы долго выбирали место проведения международного симпозиума. Россия многих пугала, – холодная северная страна. Но всё же мы здесь… Зачем такое предисловие? Дело в том, что за некачественными школьными окнами мороз, а в зале колотун. Все наши зрители сидят в верхней одежде и чем-то напоминают, прижавшихся друг к другу пингвинов. Впереди два часа общения…

Одна из «Проделок» в г. Жуковском оказалась семисотым ТЗНовским показом. Свечи на тортике были символично погашены с помощью воздушной пушки. С первого выстрела.

Мы очень любим контрасты. Вот старшеклассники веселятся, помогая коту Тому отыскать невидимку – мышонка Джерри, а через мгновения узнают, что за подобную работу шотландскому учёному Вильсону в 1927г. была вручена нобелевская премия по физике. И снисходительность мгновенно исчезает. Вот они рассматривают ничем ни примечательную фотографию стакана чая, и вдруг узнают, что сам Эйнштейн увидел на дне такое, что привлекло его внимание. И сразу в глазах интерес.

Неожиданно для Ведущего, созданные им мыльные пузыри, полетели не вниз, а под потолок. – Кто объяснит причину – получит приз! – не растерялся он. Оказалось, во всём виноват нагреватель воздуха, расположенный неподалеку. Награда от Пекаря – сушка в форме тора.

Знакомый – заядлый курильщик, после просмотра представления, рассказал про розыгрыш: предварительно на ладони едва заметно мелом рисуют окружность. Стоя в курилке, пускают дымовые кольца и, поймав рукой одно из них, прижимают к одежде – своей или гостя. Одежда, разумеется, должна быть тёмной.

Когда ты в теме, то на всё вокруг ты смотришь под определённым углом. В интернете «случайно» наткнулся на любопытную информацию: «Великий комик Чарли Чаплин «начудил» и в своём завещании, пообещав миллион долларов тому, кто первым выпустит пять колец табачного дыма изо рта и пропустит через них шестое. Премию пока никто не получил». Факт любопытный, но как его использовать, пока не понятно.