Путевые заметки

Как бы подробно не был прописан сюжет, как бы хорошо актёры не знали свои роли, время от времени на представлениях возникают непредвиденные ситуации. (И это здорово!). Что в этом случае делать? От актёра в идеале требуется использовать данную ситуацию со знаком «+» (или нейтрализовать её) и вернуть сюжет в нужное русло. И тут всё дело решает опыт, ведь надо не растеряться и самостоятельно принять верное решение. Ситуации порой возникают такие, что сразу и не сообразишь, как на них реагировать. После представления (за настоящим чаем с теми самыми лимонами), посмеявшись или погрустив, мы пытаемся найти корни проблем и пути их оптимального решения. Коллекция забавных моментов и нестандартных ситуаций постепенно пополняется (а это представление - лидер по количеству показов). Вместе с ней растёт и наш опыт. Вот некоторые из запомнившихся моментов:

Знаете ли вы, что царство Злодея локализовано в помещении жилого дома и имеет площадь 3,45м × 4,3м (плюс узкая полоска за кулисами шириной 1м для технических нужд). Зато, какая там плотность энергии…

Во время объяснения одного из опытов где-то поблизости завыла соседская электродрель, и послышались удары молотком. Э.З., извинившись, пояснил: «Строительство ведётся в моём царстве…»

Одна самоуверенная девочка стала спорить с Э.З. и доказывать ему, что он не прав, что он не знает закона Ома. Злодей растерялся.

По сценарию перед вставанием на лампу Э.З. как бы невзначай спрашивает у зрителя его вес. Тот обычно называет свою массу, и Злодей понижает показания возвратиметра. Так вот представьте ситуацию: Э.З., Диэлектрик и Проводник безрезультатно долго «пытают» девушку, а та наотрез отказывается озвучить свой вес. Стесняется она, понимаете ли, своим одноклассникам о себе интимные подробности рассказывать.

На другом представлении на тот же самый вопрос о весе, зритель ответил «9,1x10-31кг!» Он пошутил, а мы растерялись. А ведь он не совсем не прав, он же Электрончик. Так возникла идея вначале представления «приучать» зрителей к мысли, что они несвободные Электрончики. «– Какая ваша масса?… А ваш заряд?… 9,1x10-31кг и 1,6x10-19Кл, привыкайте, Электрончики!»

Э.З. после седьмого показа заметил: «Кажется, я научился поднимать ноги в нужный момент!» (О своём «оживлении»).

Из разговоров: – Ну, как, понравилось? – Да, только не все возвращаются!

Э.З.: – Как можно проверить исправность батарейки? (В опыте «До свидания, ребята»). Зритель (уверенно): – Языком! Шутник-Злодей дал ему пальчиковый гальванический элемент в 1,5В. Длины языка зрителю явно не хватило. Эту находку вставили в сценарий. По прошествии нескольких представлений Злодей привычно усмехнулся: «Языком не получится!» А зритель взял и засунул гальванический элемент целиком в рот. Э.З. только и смог молвить: «Ну, ты и даёшь!»

Учительница, которая побывала у нас на представлении, рассказала своей дочери о нём. А та своеобразно отреагировала: «Мало того, что ты за представление платишь, так тебя ещё там и спрашивают…»

Тех ребят, которые побывали на нашем представлении, мы просим не разглашать его секреты. Они рассказывают друзьям полуправду. Так рождаются слухи: «Вы поползёте по большой железной трубе… В вас будут бить молнии… Вас посадят на электрический стул…»

Ученик 11-го класса, толкиенист, приветствуя Э.З., вместо своего имени назвался с вызовом «Вершитель!» До этого он не мог усидеть на месте, у него чесались руки, и он всё твердил: «Мне бы сейчас мой меч, я бы показал этому Э.З…» Не известно чем бы это закончилось, если бы Проводник не разрядил обстановку. Он стал периодически обращаться к «Вершителю», при этом постоянно путая его имя и извиняясь. То он называл его «Освободителем», то «Разрушителем», то «Размножителем», то «Умножителем», а то, вовсе, «Озеленителем». Этого оказалось достаточно. «Вершитель» понял, что здесь игра идёт по другим правилам и остепенился.

Учитель физики С.Н. вышел из своего кабинета на перемену, а там одиннадцатый «Б» (который недавно побывал на представлении) развлекается: шестеро ребят, стоя в кругу, и прыгая на одной ножке, повторяют хором определения и формулы предстоящего урока физики.

Однажды Э.З. вызвал одного из Электрончиков к «фото» молнии и попросил зачитать ее параметры. Не понимая, о чем идет речь, зритель выдал: вместо напряжения «У» – «Ю», вместо силы тока «И» – «АЙ». Числа прочитал с ошибками, не ведал ученик их записи в виде ax10n. Время «ТЭ» назвать не смог, зато присвоил ему размерность «ЦЭ». Ответ актеров ошеломил, и все мы разом подумали об одном и том же: «А ведь надо будет еще найти и «А»!».

В темноте у лампы, которая не желает «разгораться», колдует Э.З.: «Гори, гори ясно…». Он дует ниже, выше, сильнее… Не помогает. Неизвестно, как долго бы продолжались наши переживания, и сколько бы раз Злодей повторил заклинание, если бы ему не открылась истина. А когда это случилось, он протянул руку и снял со спирали забытый на ней защитный колпачок. Все гениальное – проще простого. Кстати, после этого случая, мы стали предоставлять нашим зрителям возможность совершить подобную ошибку. Демонстрация стала более зрелищной. Не все претенденты на звание чародея догадываются подуть на оголённую спираль. Зрители веселятся, а для нас это «лакмусовая бумажка».

Однажды руководитель группы детей из частной школы перед началом представления заявил, что они сегодня уже окультурились в каком-то музее. И выходит так, что нашему театру они могут уделить максимум 1,5 часа своего времени. Всё представление он только и напоминал нам об этом. Куда и зачем привёз ребятишек этот чудо-педагог?

А как вам понравится учитель физики, который слова не давал сказать своим ученикам. На любой наш вопрос он тот час демонстрировал нам свои прекрасные знания.

- А ведёрко с телефонами мы с собой в царство Э.З. не возьмём? - Поинтересовались как-то у своего провожатого участники экспедиции. Этот вопрос поверг Проводника в состояние сверхпроводимости: он с ужасом вспомнил, что забыл эту ценную ношу в непредсказуемом и опасном реальном мире.

Однажды, выйдя поздороваться с Э.З. один оригинал из зрителей, протянул ему ладонь, облачённую в перчатку.

В эксперименте «До свидания ребята» Злодей открывает скрытую часть схемы, и все видят нарисованных людей, взявшихся за руки и замыкающих цепь (второй человечек справа выделен чёрным цветом, и волосы у него стоят дыбом). И вот все уже стоят, аналогично подключившись к цепи. Один из зрителей внимательно посмотрел на схему и заявил: «Сейчас второй от клеммы - обуглится!». Вот так, на тридцатом показе «сработал» рисунок.

Э.З, провоцируя зрителей на нужный нам ответ, задал всем известный (как мы полагали) наивный вопрос: «Висит груша - нельзя скушать, что это такое?» При этом он демонстративно посмотрел на гигантскую ламу, висящую у него над головой. Один мальчик наивно предположил: «Может быть, боксёрская?»

Группы приходят к нам разные. На 31 показе были одни девчонки - десятиклассницы. Из предварительных разговоров мы никак не могли уяснить озабоченность родителей - не ладится дело с физикой. Почему? Может быть, требовательный преподаватель? Первым причину осознал Диэлектрик, которого они стали называть Диалектиком. Диагноз: «нулевой» уровень знаний. Рецепт: хоть изредка открывать учебник. Кстати, представление прошло хорошо.

Как-то зрители азартно обсуждали вопрос, как подключиться одному человеку к двум другим и микроамперметру, чтобы ток, фиксируемый микроамперметром, стал максимальным. Один, вполне серьезно, предложил - ногами!

Перед исполнением «ласточки» на лампе Проводник инструктирует зрителя: «С одной стороны вас будет страховать Диэлектрик, с другой – Проводник». И тут он выдаёт экспромт: «Вы стоите между нами, как вас теперь следует называть, к какому классу веществ вы относитесь?» Зрители расслабленно думают, а Э.З. и Диэлектрик напряглись: - Что придумал Проводник, как это повлияет на сюжет и как реагировать им? - Полупроводник! - Приходит решение и сюжетная линия возвращается на круги своя. Помнится, когда Проводник вместо объяснения работы дымового фильтра решил снять фильм на эту тему, волнений было больше. Мы рады, что у нас есть возможность экспериментировать, что одно представление не похоже на другое, зрительские реакции не всегда можно предсказать, и мы находимся в постоянном поиске.

На 34-ом представлении в насыщенную мыслями атмосферу внесло некоторую дисгармонию прозаическое шуршание фантиков. Мальчик – «шуршунчик», сидя в уголке, поглощал одну конфету за другой. Как-то мы на это отреагировали, и проблема была успешно решена. Постепенно приходит мастерство, мы учимся работать со зрителями. Это ещё не полный резонанс с ними, но мы на пути к заветной частоте.

Зритель зажигает лампу дневного света, дотрагиваясь до неё своим пальцем. Проводник, рассматривая палец зрителя, задумчиво обращается к остальным: - Если бы мы смогли уменьшить его сопротивление, то лампа бы вспыхнула ярче! Моментально поступили предложения: - Сплющить! Растянуть! Сотворить с пальцем и то и другое! Гуманный Проводник ограничивается выдачей участнику демонстрации металлической ложки.

- А теперь вам потребуется сверхосторожность - заявил Проводник. - Знаете, что это такое?.. Это когда улитка тормозит на повороте!

На 41-ом представлении Злодей познакомился с одним «знающим почти всё» мальчиком. Сначала он наградил его возможностью расписаться лучом лазера на «ФКУСовой чашке», затем запечатлел его портрет, затем приказал Диэлектрику пожать ему руку, а когда набор всевозможных «наград» был исчерпан, приказал: «Диэлектрик, пожми ему левую руку!».

Злодей кидает кубик на пол, выпадает шесть, кидает второй - опять шестёрка. Шесть плюс шесть, - считает он вслух… Но зрителей на представлении всего десять. - Минус, - продолжает он и бросает последний кубик. … Выпадает один. - Минус один, … получается … Неудачно получается, - подумали все. - Получается … девять!!! - Уверенно заявил Злодей и, отвечая на незаданный вопрос, пояснил, - просто величины на этот раз были векторные!

- Каков твой вес? - Традиционно спросил Э.З у зрителя, встающего на лампу, и получил традиционный неправильный ответ про массу. Видимо понижение показаний возвратиметра подействовало на зрителей, поэтому, как только Э.З. задал тот же вопрос второму участнику эксперимента, тот вместо ответа радостно закричал: «Мой вес измеряется в Ньютонах!».

- Кто из ученых, занимавшихся изучением электричеством вам известен? - Маркс.., Вольфрам… (Учащиеся автомеханического техникума. Показ №42). На этом же представлении впервые наши зрители не смогли прочитать числовые параметры молнии, записанные в виде десять в n-ой степени. Зато ненормативной лексики хватало. Злодей то и дело требовал: «Прошу использовать научную терминологию!» И всё-таки представление получилось. В одном из предисловий к своей книге Я.И. Перельман писал, что данное произведение предназначено не столько для любителей науки, сколько для её недругов. Хочется верить, что и наши представления могут открыть кому-нибудь глаза…

Некоторые преподаватели ужасно мешают нам (неосознанно), постоянно подсказывая своим ученикам. Может быть, беспокоятся за свой имидж? Недавно, тактичному и деликатному Э.З. такое вмешательство так надоело, что он в «последний раз предупредил» учителя. На этот раз помогло но, к сожалению, игровой и действенный способ разрешения таких ситуаций ещё не найден.

Проводник показал заключительный эксперимент с телефонами в жестяной банке, убедил всех, что «абонент недоступен» и попрощался со всеми. Все повернулись и пошли одеваться, и только один человек вспомнил про оставшиеся в банке телефоны. - Недаром мы тренировались на внимательность, - заметил Проводник.

Зрители, побывавшие у нас на двух представлениях, недоумевают: - В «Э.З.» было трое актёров, а в «Наследии Архимеда» только двое… Пришлось подтвердить, что Диэлектрик в первом представлении «действительно погиб».

Из-за недоработки организаторов поездки на наше представление (№49) приехали одни семиклассники. Они не изучали тему электричество и не могли получить интеллектуального удовольствия. Для размышлений нужна элементарная база знаний. А уровень только чудес нас не устраивает, да и им вреден. По окончании Юра с сожалением заметил: «В очередной раз убедились, что рассчитывать и надеяться в полной мере можно только на себя».

Злодей сказал заклинание и дунул на звёзды. Они не зажглись. Повторил действия - тот же эффект. Зрители развеселились. Злодей дул и дул, светлее не становилось. Оказалось, Диэлектрик (новичок) в волнении крутил ручку регулятора не в ту сторону. Пришлось Злодею под покровом темноты ретироваться за занавес и оттуда «колдовать».