Путевые заметки

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Не к каждой из заметок подходит такая характеристика. Но каждая претендовала на некоторую неординарность, поэтому и была зафиксирована. Теперь, читая их, можно вспомнить, как создавалось данное представление, улыбнуться, или погрустить. Все эти «наблюдашки» объединяет то, что, каждая была, предисловием или эпилогом пусть небольшого, но повода для размышления. Сейчас эти «путевые заметки» – история, но она, как известно, учит.

На первом показе были не восьмиклассники, а учащиеся техникума. На них произвело впечатление, когда с каждым из них Шеф-повар поздоровался за руку. А на следующий раз в аналогичной ситуации этот приём не сработал. На 31 показе благодарные зрители, выходя с представления, пожимали на прощание руку Шеф-повару.

После представления подошёл один зритель и стал спрашивать ответ на вопрос, написанный на картине, которая висела у нас в качестве оформления (можно ли с помощью вентилятора задержать таяние мороженого?). А я прямо перед представлением спорил с Юрой, нужны ли эти картины, с которыми мы не работаем, и которые никто не замечает… Приятно было ошибиться.

Всё представление зрители зарабатывали «десерт», слушали пятиминутный рассказ о «полёте на Марс», затаив дыхание, смотрели на сгорающий чайный пакетик, а он после слов (гагаринских) «поехали»… взял и не взлетел. Комментарии излишни.

На побелённом потолке после паровой дуэли остался след от резиновой пробки. Ещё несколько таких выстрелов и… Над дуэлянтом в следующий раз пришлось раскрывать зонтик. Получилась замечательная картинка: дуэлянты – натирают трубки, секунданты – удерживают стол, девушка-зритель, стоя на стуле, предохраняет зонтиком потолок, а Официант – комментирует. Зонтик не играет – подумали мы на 24-ом представлении и написали на нём формулу первого закона термодинамики. Такая вот увлекательная эволюция!

На седьмом представлении к дуэлянтам подсоединился ещё и Шеф-повар. В результате соревновательного эффекта резко повысилась мощность нагрева. Частенько дуэлянты лишались сил до выстрела, теперь, если они устают, то по ходу дела меняются с секундантами. А на тринадцатом представлении и секундантам потребовались помощники.

Сначала наши дуэлянты «сорились» по причине того, что один якобы наступил на ногу другому, затем повод изменился: одному из них не понравилось, что другой жуёт на представлении жвачку, и он сделал замечание… На тринадцатом представлении реальных любителей жвачки вызвал на дуэль Шеф-повар. На шестнадцатом, одержав победу, он «выгонял» их из зала выбрасывать жвачку. На двадцатом – припомнил опоздание на представление на 10минут. Импровизировать можно бесконечно.

Заключительный монолог о полёте на Марс проходит динамичнее в режиме диалога между русским и американцем. Даже американское восхищение «Вау!» в конце истории звучит к месту.

На шестом представлении забыли дома костюмы Официанта и Шеф-повара, пришлось показывать без них. Думаю, каждый из нас после этого почувствовал всю важность костюма для вхождения актёров в образ и для восприятия зрителями представления в целом. Ни за что и никогда этого не повторится.

Первое «дымовое блюдо» издаёт громкий (а иногда, очень громкий) звуковой эффект. Когда же мы предлагаем повторить эксперимент с бутылью в шесть раз большей, это вызывает у зрителей опасенья. Чтобы усилить эти чувства, мы приближаем демонстрационный стол с бутылью к зрителям. А на седьмом представлении даже вызвали одного посетителя (того, кто был готов «пострадать за науку») и «защитив» его очками и наушниками, дали в руки большую бутыль. Звуковые ожидания зрителей не оправдываются (у этого сосуда более широкое горлышко), но запоминается этот опыт многим.

Иногда излишние знания мешают. Такая ситуация возникла, когда зрители не захотели принять простого объяснения «водяных метаморфоз» и стали отстаивать гипотезы кристаллизации воды за счёт якобы находящегося там сухого льда или обычного льда при очень низкой температуре. Даже фазовую диаграмму пытались нарисовать.

В опыте «Perpetuum mobile» ложную гипотезу вращения колеса за счёт конвекции от лампы мы опровергаем, вызывая зрителя, подуть на резинки. Всем сразу становится очевидным, что лампа на такое сопенье и пыхтенье не способна. Да и результата от этого нет. Но на седьмом показе возникла гипотеза светового давления. И мы призадумались, как высветить её несостоятельность?

Продолжительная совместная работа позволила Официанту сократить «должность» коллеги до «Шефа».

Из поролона сделали большой плоский макет лампы накаливания, который можно надевать на голову. Теперь человек-лампочка в таком обличии проверяет свою гипотезу.

У Шеф-повара есть свои способы знакомства со зрителями, свои «лакмусовые бумажки». Успех представления зависит от взаимодействия со зрителями, а оно невозможно без их постоянной диагностики. Показательными являются следующие формы обратной связи:

  1. Реакция зрителей на рукопожатия в момент первого появления.
  2. Желание потрогать горячую бутылку после «вылета джинна». (Возможность предоставляется всем.)
  3. Желание ощутить разницу температур двумя пальцами в чуде «кипяток в руке». (Опять же возможность предоставляется всем.)
  4. Поведение зрителей во время повторения ими клятвы. (Насколько они включаются в игру).
  5. Пожимание руки Шеф-повару на прощание.

Однажды Шеф-повар так энергично потянул за пробку в бутылке, что из неё под потолок вылетел пакетик с марганцовкой и джинн после этого не захотел появляться. Интересно, как бы вы поступили в подобной ситуации?..

После представления учитель физики высказала замечание по поводу соблюдения техники безопасности. Речь шла о проносе Поваром ёмкости с кипятком и предоставлении возможности зрителям дотронуться до неё пальцами. Такие советы мы тут же берём в разработку.

Одна из зрительниц обиделась на работников кафе. Вначале была активна, затем мы что-то сделали не так (не спросили её; отметили успех подруги; сделали шуточное замечание насчёт жвачки… что именно, мы так и не поняли). Она надела наушники и включила плеер на всю громкость. И на клятву не захотела вставать. И так бывает!

Сопровождающий учитель недоглядел, и несколько её подопечных отведали чего-то спиртосодержащего из ларька. А мы обнаружили это только на представлении по расфокусированности внимания и запаху. Вот такие восьмиклассники…

После просмотра нашего представления мэтр Чеботарёв А.А. (учитель физики) начал генерировать предложения по его улучшению. ФКУС (и вкус) у него имеется. Оцените три его предложения, за которые мы тут же ухватились, развили и взяли на вооружение. Их мог сделать только человек с прекрасным вкусом (и ФКУСом). Первое: в «паровой дуэли» использовать изогнутые трубки, тогда «пули» полетят в сторону противников. И это будет действительно дуэль! А на дуэлянтов для безопасности и колорита мы наденем защитные очки. Второе: после демонстрации «кипятка в руке» стоит капнуть на поверхность воды чернил. Горячий слой окрасится и станет видимым! Третье: В «огненной головомойке» надо действительно устроить головомойку. После безопасного эксперимента пригласить того, кто «я же говорил, что ничего не будет» и использовать более мощную горелку (а также дождевик без капюшона и полотенце).

Очень долго мы мучились с красивым, но капризным «Пугливым стаканом». Каждый раз внутренне замирали, не подведёт ли? Сколько хитростей было придумано для стабильности его работы… Но когда на пятнадцатом представлении он категорически отказался «демонстрировать свой испуг», убегая от огня по стеклу, наше терпение лопнуло, и было решено заменить его «Хищной бутылью». Хоть и потребовала эта замена переделки сюжета, меню и пояснительных рисунков, мы добились надёжности!

Дебют «Хищной бутыли» не был триумфальным, она заглотила яйцо только наполовину. А всё потому, что не проверили очевидный опыт, который ранее получался всегда. Проверку очевидных опытов и фактов надо возвести в ранг аксиомы.

Одна девушка в «Метаморфозах воды» «нашла обман» – степень величины удельной теплоты кристаллизации – не та ?.

Однажды (24 показ) зрители выключились из действа уже на середине представления. Шеф-повар не захотел, чтобы детишки только развлекались (и хамили), взял и сократил программу на два блюда: «– Не заслуживаете, мол, десерта». Тоже вариант…

Аж на 26-ом представлении к «Метаморфозам воды» придумалась ещё одна ложная идея: кружка, охлаждённая до очень низкой температуры (её даже выносят в рукавице). Такие находки расширяют возможности эксперимента, но этот «фольклор» нарабатывается не так быстро.

Частенько у наших зрителей отсутствовал настрой на научное представление (были случаи, когда они даже не знали, куда их везёт классный руководитель!) По-разному пытались мы изменить такое положение дел (повысить КПД нашей деятельности). И вот 32-ой показ ознаменовался новым педагогическим экспериментом. Зрителям были выданы пригласительные билеты с именными вопросами. Заблаговременно, отвечая на них, они коллективно составили ключ. Перед входом на представление успешно прошли проверку «совместимости ключа и замка». Разработан и другой сценарий развития событий, надеемся, что он станет исключением. Идею ждёт апробация. А мы от неё – результатов.

Предварительно раздали будущим зрителям пригласительные билеты с именными вопросами. Один, ну очень серьёзный руководитель, имел потом к нам большие претензии: он целых 15 минут, помогая ученику, мучался над тем, «какой рукой лучше размешивать сахар в стакане с чаем». А когда он узнал, что это лучше делать ложкой, то был оскорблён нашим розыгрышем – «непедагогичная глупая шутка: у одного ученика из 25 – ненормальный вопрос…». У нас своё понимание: мы заранее хотим настроить гостей на свой лад, ведь на нашем представлении мы будем ИГРАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ДУМАТЬ!

Задание: за два взвешивания на весах необходимо из девяти внешне одинаковых шариков найти один – утяжелённый. Традиционно зрители предлагают оценить вес рукой (как будто это не взвешивание) или визуально найти «подозрительный» шар (вопреки условию). Но есть и худший вариант: почти всегда находится зритель, вспоминающий, что положенный им в вазу шар был тяжёлым и считающий необходимым довести это «решение» до всех. Как быть? И только после показа 33-ёх представлений, мы догадались незаметно заменять шар из вазы тяжёлым, лишив, зрителей возможности прикосновения к нему. Одним острым углом стало меньше.

Зрителя, играющего роль Директора кафе спросили о причине отказа в приёме на работу Шарля Атанова. Традиционно директора узнавали в нём мошенника. Новый же начальник надменно заявил: – Я не понял секрета, показанного мне чуда-опыта. Ведущий довёл эту ситуацию до абсурда: – Значит, отказываете работнику только потому, что он умнее Вас? Посмеялись. А ведь в жизни бывает и так.

Диалог с завучем (гуманитарием): – Так хотелось бы приехать к вам на представление… – Приезжайте, будем рады! – Надо же будет ответ искать на вопрос в билете… – Обратитесь за помощью к учителю физики. – Так надо же ещё этот ответ выучить…

Несколько учителей признались нам, что много времени потратили на работу с пригласительными билетами. Они безрезультатно искали такие ответы на вопросы, которые позволили бы им из букв «ключа» составить какую-нибудь поучительную фразу. Сработал стереотип о результате-фразе, которой не было. Так бедный ученик, не доверяя себе, мучается с решением задачи, подгоняя его под ошибочный ответ учебника.

После выстрела в «Паровой дуэли» Шеф-повар замер на месте от восхищения. Он увидел то, что не увидели другие: помимо пробки, из трубки вылетел туманно-паровой тор! Чувства от увиденного так захватили его, что он восторженно начал рассказывать о кольцевых вихрях, которым посвящено отдельное представление «Проделки Невидимки».

После долгих размышлений зрители отгадали, какую роль в модельном эксперименте «Горячий рогалик» играла девушка с веером. Неожиданно для неё оказалось, что она изображала алюминиевую (Al) пластину. – А меня Alиной и зовут, – удивлённо сообщила она.

При опровержении ложной гипотезы о том, что варёное яйцо проваливается в бутыль из-за теплового расширения её горлышка, одна девушка выдала контрдовод: «Если яйцо заменить арбузом, то он не проскочит!». Все, а в особенности Ведущие – задумались…

На 45-ом показе познакомились с двумя личностями. Первая – учитель физики, которая сначала ужаснулась предполагаемой продолжительности представления, а затем во время действа за спинами своих учеников читала книжку… Вторая – студентка МГУ – будущий педагог и случайный гость. Её улыбка и внимание были нашей поддержкой. При расставании она сообщила: «Я к вам из Китая пришла на представление». И мы порадовались милым речевым ошибкам китайской студентки.

– Кто хоть раз в жизни видел водяной пар? – Спрашиваю я восьмиклассников. Все, кроме одной девочки. Я ужасно заинтригован, ведь молекулы воды действительно глазом не разглядеть. Пытаюсь выяснить причину и получаю оригинальный ответ: – А я по вечерам на улице не гуляю!

После просмотра представления родитель, сопровождающая группу учащихся на представление, прислала нам свой хвалебный отзыв. При ближайшем рассмотрении оказалось, что всё написанное – плагиат – компиляция из зрительских мнений, опубликованных на нашем сайте. Такое можно было ожидать от неразумного ученика, но нам её представили как коллегу – бывшего учителя физики…

Находка! Ценность её способен оценить лишь тот, кто полсотни раз прошёл мимо неё. В опыте «Хищная бутыль» у зрителей частенько возникает вопрос о том, как вытащить провалившееся в сосуд под действием атмосферного давления яйцо. Сегодня нашли красивое решение: необходимо так подуть в перевёрнутую бутыль, чтобы затем сжатый воздух вытолкнул яйцо наружу. И это происходит! Просто, действенно и неожиданно! Остаток дня делюсь со всеми переполняющими меня чувствами.

Можно аккуратно снять чёрную накидку с «Хищной бутыли», а можно – резко сорвать, бросить в зрительный зал, испуганно вскрикнув… Догадались, какой вариант пришёлся нам по душе?

Аж к 56-му показу мы «созрели» для отказа в «Метаморфозах воды» от фокусничества с водой, губкой и льдом. Победило желание показать редкую и глубокую демонстрацию с переохлаждённой жидкостью. Теперь Шарль Атанов со зрителями раскрывают тайну морозных узоров на окнах и смысл минуса в формуле «Q = -λm».

Чтобы попасть на представление, мы предлагаем учителю организовать со своими подопечными предварительную работу. Однажды один очень серьёзный руководитель имел к нам большие претензии: он целых 15 минут, помогая ученику, мучился над вопросом «какой рукой лучше размешивать сахар в стакане с чаем». А когда узнал, что делать это лучше ложкой, возмутился антинаучностью розыгрыша. Для него – «непедагогичная глупая шутка», а для нас – посыл и настрой на то, что на представлении мы продолжим играть, действовать, думать!