Путевые заметки

Рождаются, живут и умирают не только люди. У каждого представления ТЗН – своя биография. Подобно поездам, они весело стучат колёсами о стыки рельсов. У каждого – свой ритм. Прислушайтесь: В путь – дорогу, в путь – дорогу… А какая дорога без приключений! Неожиданных, забавных или грустных. И любое – небольшой, но повод к размышлению. Вот так и возникли эти «путевые заметки». Не судите строго, ведь первоначально «машинист» писал их для собственного пользования.

Байдарочный поход. Вологодская область, энная загогулина речки Кабожа. Сушим вёсла. «Дым костра создаёт уют, искры гаснут в полёте сами…». Мы склонились над страницами небольшой книжечки С.В. Житомирского «Архимед». Может быть, вместе с речкой тогда петляло и время? Помню наши остановки в Александрии, у разрушенной гидроэлектростанции и в Сиракузах… Помню атаки несметного количества комаров и штурм Клавдия Марцелла (шутка). Там и тогда мы познакомились с великим учёным. «Ах, если б смерть, лихую гостью, мне так же встретить повезло. Как Архимед, чертивший тростью, в минуту гибели, число» (а это уже серьёзно). И споры о «тайнах» будущего представления. Кабожа… Вот уже два года как мы показываем школьникам «Наследие Архимеда». А мне частенько вспоминаются волшебные встречи на том берегу.

Начало – всему голова. Зрители очень быстро зашли в зал и расселись. Музыкальная же заставка была рассчитана на более длительный процесс, так что им пришлось очень долго слушать музыку и рассматривать декорации. Человек в чёрном (назовём его так, потому что своё имя он обрёл лишь после пяти показов), стоя спиной к зрителям, с нарастающим волнением считал секунды и ощущал возрастающее давление взглядов. «Сколько можно…». Когда же музыка, наконец, закончилась (!), он был в таком волнении, что, поспешив, зацепился ногой за рычаг и чуть не растянулся на сцене… Такое вот начало у первого показа.

Учитель проявила инициативу – подготовила детишек, позаботилась о том, чтобы они знали формулировку закона. Вопрос: – Как определить корона из чистого золота или нет? Спрашиваем тянущую руку, а она бездумно чеканит определение: на тело, погружённое в жидкость или газ… Просим прочитать закон на собранной из осколков мраморной плите, а они нам опять своё…

– Кто из вас видел когда-нибудь Улитку Архимеда? Многие тянут руки. Юра предусмотрительно интересуется: – а перед собой вы её сейчас не видите? (Я бы не стал перепроверять, «поверил». А зря…). Установка – в трёх шагах. Но её никто не «видит». Может быть, представили ту, что по траве ползает?

Показывал картезианского водолаза: гипнотизировал его, делая пассы рукой. Зрители ВСЕ как один присоединились к моему шаманству. Первый раз встретил класс, в котором никто не знал эту широко известную игрушку. И в очередной раз убедился: простейший опыт, может быть очень красивым.

На третьем показе 8–9кл, тот самый возраст, который стесняется играть и считает себя взрослыми. В анкетах – знакомые замечания по поводу детскости представления. Мы понимаем, что это не так, но они-то воспринимают это по-своему.

После показа «улитки» пытаемся усилить впечатление зрителей словами великого Галилея, который писал, что никогда бы не поверил в существование винта Архимеда, предназначенного для подъёма воды на высоту до четырёх метров, если бы не увидел его собственными глазами. Но зрители эмоционально спокойны. Может быть, другое его откровение поможет? «Оно (изобретение) не только великолепно, но просто чудесно, поскольку мы видим, что вода поднимается в винте, беспрерывно опускаясь». И они на винт смотрели, да парадокса не узрели. – Эврика! А что, если… Нас захлестнул восторг. Мы были очарованы поведением лёгкого шарика, который догадались поместить в прозрачную трубку винта Архимеда. Стало ОЧЕВИДНО, как «вода поднимается в винте, беспрерывно опускаясь». Мы разделили восторг Галилея от рукотворного чуда. Настал черёд зрителей…

Хорошим показателем включения зрителей в представление, являются их реакции в «круге знаний» и прощание. «До-сви-да-ни-я!». До новых встреч?

С.Н. экспромтом ввёл в сюжет сказочного героя – Господа Бога. Кто бы ещё смог нам дать для важного эксперимента с поворотом Земли точку опоры, подходящий для этого рычаг и пространство с однородным гравитационным полем. Мнения по этому экспромту ещё никто не высказал.

«Мраморная плита» с грохотом упала и рассыпалась. А с её обратной стороны открылась тайная надпись. Зрители «проснулись». Хранитель Времени мысленно похвалил этот экспромт коллеги, но оказалось, что это была случайность.

Многие взрослые зрители в восторге от наглядности и красоты «1кг пуха и железа». А вот «улитка» не раскрывает своего потенциала, хоть чёрный шарик и спасает немного ситуацию.

Нам самим очень нравится сочетание в представлении стихов и экспериментов, но надо признать, что нашим зрителям трудно воспринимать такую форму подачи.

«Спасибо, что это не сухая физика, а ИСТОРИЯ! Путешествие во времени!»; «Стихотворная форма изложения лично меня потрясла до глубины души», – из мнения студентки физфака МГУ.

Как обычно, вызвали девушку перетягивать четверых ребят на полиспасте. Юра поставил перед ней задачу, а она выдала: «А мне фиолетово всё это!», и конец верёвки на пол бросила. В переводе с молодёжного сленга это звучит, как «мне всё это безразлично, я ничего не желаю делать». Самое страшное, что это были не просто слова, это была суть. В этот день мы ещё долго обсуждали эту группу семиклассников. Части из них было неинтересно не только участвовать в опытах, но даже просто наблюдать. Ужасный диагноз.

В рассказе об «улитке Архимеда» Хранитель Времени предлагает зрителям вспомнить пять примеров её использования в технике, быту в наше время. И, конечно же, кто-либо называет винт в мясорубке. Мы его тут же даём в руки этому зрителю и предлагаем ему, пока идёт обсуждение подумать, почему шаг спирали этого винта уменьшается? Мелочь, но такая приятная… Именно они создают колорит, превращая представление в законченное произведение. Их нельзя придумать на начальном этапе, эта кропотливая и интересная работа начинается только на этапе взаимодействия со зрителями.

Одиннадцать показов триера Марцелла «сгорала» за счёт срабатывания фотореле. Перед каждым показом это требовало точной и продолжительной настройки. На самом же представлении, мне, например, действовала на нервы дребезжащая пластинка электромагнитного реле, и в голове постоянно крутились опасения: сработает ли? И не в тот ли момент, когда я буду находиться рядом? Система не подводила, но нервировала страшно. Сначала главным аргументом за использование фотореле было то, что эффект действительно достигался за счёт световых лучей. (И вроде бы мы не совсем обманываем зрителей). На двенадцатом представлении рационализм победил: мы распрощались с фотореле, заменив его радиоуправлением. И вздохнули свободно. В нужный момент нажми только кнопку на пульте дистанционного управления… И всё! А что касается совершенно другого принципа, так это – модельный эксперимент!

На 12 и 13 показе Хранитель Знаний, воспользовавшись тем, что картезианского водолаза никто не знал, принялся устанавливать бутыль на макушки зрителей: у одних он опускался на дно бутыли, у других – всплывал (или зависал посерёдке). Когда же все насладились чудом, мистика была трансформирована в физику.

Обычно Хранители только раздавали предполагаемым наследникам нити знаний, надо признаться, порой старательно отыскивая для этого повод. Но оказалось, что можно неплохо взбодрить наследников, если за ошибочный коллективный ответ укоротить их нить на одно звено (или хотя бы пообещать это сделать).

Даже после прослушивания стихов об изобретении винта один из зрителей предположил, что «улитка» – это спираль Архимеда (плоскостная кривая)…

После представления Хранитель Знаний подошёл к учителю физики и попросил, чтобы одному из зрителей-восьмиклассников она поставила в журнал оценку пять за мыслительную активность. И та согласилась.

Во время показа большого картезианского водолаза Хранитель Знаний пообещал, что учитель поставит оценку тому, кто разгадает секрет его вращения…

На 17-ом представлении встретились с восьмиклассниками школы, изучающими физику по Шахмаеву. Про закон Архимеда, рычага, вес, силу тяжести они ничего не знали…

Сразу после представления зрители-восьмиклассники ведут между собой разговор: – Да, здорово, мне понравилось! – Согласен, но долго. – Да, но лучше, чем в школе!

18-ый показ принёс изменение в сюжете: Красивая фраза «ЮВЕЛИРА КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ» нашла своё место в сценке с Ювелиром. В конце служебного расследования ему предоставляется право реабилитироваться: предсказать, что произойдёт при замене части золота в короне на вольфрам. И, конечно же, точку мы ставим после слова «нельзя».

Один из зрителей предложил способ проверки короны – «на зуб». Попробовать на практике отказался.

– Как заставить «улитку Архимеда» поднять воду? Вызвали девушку, высказавшую предложение. – Как будешь вращать ручку: по часовой стрелке или против? Достаточно долго она рассматривала часы на своей руке, а затем сказала неверный ответ. Растерялась, наверное.

Одного неугомонного зрителя (точнее «незрителя») Хранитель Знаний «отрёк от науки» – проводил за дверь, лишив его тем самым права на наследство. Теперь Хранитель мучается…

Вызвали девушку для подъёма с помощью рычага её классного руководителя. Хранитель Знания пытался добиться от ученицы, расчёта веса учительницы массой 80кг. Но она не знала как. Хранитель начал подсказывать: – Надо массу тела умножить на… – Неужели на возраст?! – Несказанно удивилась та.

– К какому плечу рычага будешь прикладывать силу? – Спросили у девушки, которая вызвалась двумя пальцами поднять тяжёлого человека. Она решила, что к короткому. И мы не стали ей мешать: на ошибках учатся.

На 20 показе было много эмоциональных девушек восьмиклассниц. И вот мы сообща направляем солнечные зайчики на триеру. Нажать кнопку радиоуправления необходимо в момент максимальной концентрации внимания. Хранитель Знаний рассказал о фокусе и повышении температуры. Рано… И тут он вдруг призвал: – Посмотрите, паруса задымились. Конечно же, все попытались увидеть невидимое. В этот момент Хранитель Времени и нажал кнопку. Вскрикнул от неожиданности и восторга весь зал!

В тайне «Архимед, взвесь слона» однажды поступило предложение рассмотреть силы, действующие на плавающего в воде слона. А из равенства сил тяжести и выталкивающей найти его массу. Тогда мы согласились, поддались очарованию красотой гипотезы и только после представления сообразили, что потеряли силу взаимодействия «пловца» и воды. (Вот если слона поставить на плавающий плот и…) Вывод: надеяться на удачный экспромт не стоит, их надо планомерно готовить, проигрывая на репетициях всевозможные варианты.

Рассказ Хранителя Времени об измерении Земли Эратосфеном был неожиданно прерван замечанием одного из зрителей о бесполезности этого открытия по причине преждевременности. Меня всегда радуют такого рода неожиданности. Я благодарен ТАКОМУ зрителю. К сожалению, возможность диалога не всегда реализуется. Что-то добавишь, но обязательно что-то надо будет урезать. Вот такой он, печальный закон сохранения временной константы…

Обычно Хранитель Знания сам, без участия зрителей показывал картезианского водолаза, обитающего в большой стеклянной трубке. А на 22 показе сработало учительское «как можно больше ученика и как можно меньше учителя». И вот уже зритель командует «водолаз, вниз!» и предлагает способ повышения давления (стеклянный сосуд не пластиковый, руками не сдавить). И только в самом конце Хранитель показывает мастер-класс: «водолаз, вращайся!» Может быть, эта находка и не войдёт в сюжет, это мы обсудим. Радует сама возможность отступать от сценария: ошибаться и находить.

После представления из разговора с классным руководителем узнаём, что школьники даже не знали, куда они едут. Это сразу объяснило нам многие сложности, с которыми мы столкнулись во время представления. Что же вы творите, уважаемые учителя? Нам нужна ваша помощь, а не безразличие и формализм. На следующем представлении – контраст: зрители пришли к нам с тетрадями и ручками для записей.

Диалог: – Вы знакомы с «Картезианским водолазом»? – Нет. – А с Рене Декартом Картезием? – Нет. – Может быть, вам известна, декартова система координат? Тоже нет. А две перпендикулярные стрелочки с обозначением X и Y вы когда-нибудь видели?..

Замечание: По прошествии 25 представлений только один зритель заметил (и высказал своё недоумение), что при повороте Архимедом с помощью точки опоры и рычага Земли, умалчивается вопрос о гравитационном поле, создающем вес планеты и учёного. На принцип эквивалентности Эйнштейна не вышел никто (Улыбка).

На представлении иногда случаются чудеса. Сегодня спросил имя у девушки, которая с помощью полисппаста (научного волшебства) победила четырёх ребят. Оказалось, что её зовут Медея. Как? – Не поверил я…

После представления семиклассницы допытывались у своего учителя: «О каких нескольких сферах шла речь?». Оказалось, что они ещё не изучали тему «атмосферное давление» и фразу о давлении газа в сосуде в две с половиной атмоСФЕРЫ восприняли буквально.

В представлении мы со зрителями танцуем древнегреческий танец «Сиртаки». «Танцуем» и «Сиртаки» – громко сказано. Непрофессионально, но так задача другая… А вот насчёт его древнегреческого происхождения я даже не сомневался… Но вчера, разгадывая кроссворд, с удивлением узнал, что танец был создан в 1964 году специально к фильму «Грек Зорба».

Начали повышать КПД представления, выкладывая на сайт дополнительные материалы: кроссворд, задачи, видеозаписи опытов, исследовательскую работу и т.п. Посмотрим, как это будет работать…

– Каков ваш вес? – задаём традиционный вопрос очередному участнику эксперимента. В ответ – традиционные килограммы. На 33 представлении нашёлся уникум, весящий 7Н!

Хранитель Знаний счастлив. Оказывается, на представлении он сделал две находки: 1. Если спрятать руку, сжимающую резиновую грушу за диск с названием чуда, то зрители не будут говорить, что «картезианский водолаз вращается, потому что он сжимает руку», они будут решать задачу «чёрного ящика»; 2. Если собирателям «разбитой мраморной плиты» «забыть» выдать один из элементов пазла, то задание станет интереснее – надо будет восстановить «пропавшее» слово.

– Как называется этот простейший механизм? – задаём вопрос, указывая на гигантский рычаг первого рода. В ответ получаем «качели».

Всякий раз, демонстрируя взвешивание фигурки слона методом Архимеда, мечтал об укрупнении этого опыта. Ведь оригинальность исторической задачи была связана с огромной массой животного. Настал момент, и идея овеществилась – я возвращаюсь из Таиланда с 15-ти килограммовым деревянным слоном. На скоростной магистрали под Бангкоком слон попал в автокатастрофу, так что ему потребовалась реанимация: клей и краска. История благополучно завершается: осталось только под эту тяжесть переделать вспомогательный реквизит… И так с каждой демонстрацией, идеей – все они имеют собственные, порой непростые, истории, зрителям неведомые. Но я подозреваю, что некоторая «магия глубины» ощущается ими через взаимодействие с нами – Ведущими научного представления.

Хранитель Времени традиционно начинает представление чтением строк Б. Пастернака: Во всём мне хочется дойти // До самой сути. // В работе, поисках пути, // В сердечной смуте. // До сущности протекших дней, // До их причины, // До оснований, до корней, // До сердцевины… И всякий раз мы ощущали некоторую натужность этого действа. На 44-ом показе пошли на эксперимент со временем и пространством. Теперь Хранитель декламирует, взбираясь по лестнице-стремянке к часам, висящим на цепях. … Всё время схватывая нить // Судеб, событий… В верхней точке своего путешествия он включает механизм и стрелка на циферблате начинает обратный ход. Вот теперь и нам вместе с Архимедом пора: Жить, думать, чувствовать, любить, // Свершать открытья.

Один семиклассник поведал нам тайну механической мясорубки, оказывается, «архимедов винт внутри неё нужен для создания силы Архимеда!»

На представлении дети, открыв рот, наблюдали за картезианским водолазом, а после учитель в показном недоумении разводила руками: «У меня же в кабинетном шкафу две бутылки с такими водолазами стоят!» Интересно, зачем?..

Существуют ли в настоящее время легендарные Сиракузы? Школьники и родители молчат. А Вы не подскажите?